Как в Польше следят за качеством асфальтового покрытия, пока многие участки дорог Украины десятилетиями ждут ремонта – в материале Styler
Впервые я была в Польше в 2012 году. После этого довелось побывать там еще четыре раза. И во время каждого посещения этой страны всегда невольно обращаешь внимание на то, как здесь все устроено. Бросаются в глаза дороги хорошего качества и интерактивные музеи, отсутствие мусора на улицах и чистые парки, ухоженные домики с ухоженным газоном и низкими заборами.
Конечно, в Польше не все так идеально. Сами поляки часто говорят, что их страна – это задворки Евросоюза: как ментально, так и с экономической точки зрения. В свойственной полякам манере критичности к самим себе моя знакомая журналистка из Варшавы признается: “Да, у нас есть и хорошее, но и плохого много”. Но, тем не менее, и к этому “плохому” Украине еще придется стремиться. Это при том, что Польша – далеко не самая богатая страна Европы.
Фото: План строительства дорог в Польше до 2020 года
В опубликованном весной 2017 года рейтинге уровня коррупции в бизнесе EY EMEIA Fraud Survey Украина стала худшей (возглавила рейтинг), в то время как Польша заняла 27е место. Также стоит добавить, что ВВП Польши в 4 раза выше украинского. Что касается инвестиций, то и здесь у поляков дела обстоят лучше: в эту страну вложили на 11 миллиардов долларов больше, чем граждане Польши вложили в иностранные компании. В Украине этот показатель - в 37 раз меньше.
С началом действия безвизового режима с ЕС все чаще звучит мнение, что почти каждый украинец, побывавший в Польше, будет хотя бы немного по-другому смотреть на то, как устроена жизнь в нашей стране. И тогда, возможно, в Украине что-то изменится к лучшему.
Редакция Styler решила подготовить несколько публикаций о том, как устроена жизнь в Польше. Мы выбрали несколько городов Польши и Украины с похожим количеством жителей в них, а с помощью фотографий и комментариев жителей этих городов попытаемся показать, как отличаются украинские дороги и городское пространство, музеи и парки, от аналогичных в Польше.
Сегодня качество дорог в Польше совершенно нельзя сравнить с тем, каким оно было десять или пятнадцать лет назад. Если раньше польские дороги мало чем отличались от украинских, то сейчас для создания действительно качественной транспортной инфраструктуры в Польше каждый год строятся сотни километров новых дорог. Правительство страны надеется, что это даст еще больше шансов для развития городов, особенно отдаленных от крупных мегаполисов. Деньги на новые дороги для Польши часто выделяют фонды Евросоюза.
Президент Украины Петр Порошенко уверяет, что в 2017 году в Украине должны построить 2,5 тысячи километров дорог. Премьер-министр Владимир Гройсман во время прошлогодних инспекций дорог пообещал выделить на украинские дороги 35-40 миллиардов гривен. Но и этого будет недостаточно, говорят эксперты.
В одном только Киеве на ремонт дорог нужно выделить до 20 миллиардов гривен, говорит Виктор Ведмидь, эксперт по транспортным вопросам. Тем временем множество проблемных участков дорог в Украине десятилетиями ждут ремонта.
В Украине только 3% образцовых дорог, говорят эксперты. К ним можно отнести отдельные участки трассы Киев-Полтава. Также – реконструированная дорога М08 от Киева до Житомира. Проходят работы по реконструкции дороги М01 из Киева до Обухова и из Киева по направлению к Белой Церкви на дороге М05.
При этом в Польше каждый год на автомобильные дороги только государственного значения этой страны выделяется в 10 раз больше средств, чем на всю дорожную сеть Украины в целом. Годовой объем финансирования “дорожной” сферы в Польше составляет около 5 миллиардов евро.
В Варшаве, по статистике 2015 года, проживает 1,739 586 человек.
По прошлогодним данным, собранным Управлением городских дорог Варшавы, каждые сутки пределы столицы Польши пересекают около миллиона машин (на въезде и выезде из города). К наиболее оживленным трассам относятся: Trasa Toruńska (73 376 автомобилей в сутки), ул. Puławska (67 585), улица Pułkowa (62 671), Modlińska (52 552) и Trakt Brzeski (52 360). Каждые сутки только этими путями въезжают и выезжают из города, в среднем, более 300 тыс. автомобилей.
Большинство дорог Варшавы просто очень хорошие. Конечно, бывают и ямы, и выбоины. Но такие проблемы быстро устраняют. Но при этом, как правило, делают не "ямочный ремонт", а кладут асфальт крупными кусками.
Особенное внимание на дорогах Варшавы уделяется разметке. Все рассчитано так, чтобы водитель смотрел сначала на дорогу, а уже потом – на знаки, расположенные над дорогой. Вместо знаков, которые висят высоко вверху и в которые нужно “всматриваться”, часто размещаются наклейки на асфальте.
Кстати, по стоимости автомобили в Польше намного доступнее, чем в Украине. Поляки рассказывают: б/у иномарку начала 2000х годов выпуска можно купить, откладывая с зарплаты деньги в течение всего 1-3 месяцев. Поэтому наличие у 18-летнего поляка авто– явление довольно частое. Но, несмотря на обилие машин, перегруза автострад и огромных пробок не наблюдается (исключение составляют города-мегаполисы типа Варшава). В Польше много платных парковок, строится много подземных паркингов.
По состоянию на 1 октября 2015 года, в Киеве проживает 2,893 миллиона человек. Территория города также является одной из самых густонаселенных административно-территориальных единиц Украины.
Многие дороги в Киеве все так же остро нуждаются в ремонте (89,9% улично-дорожной сети). Об этом говорится в сообщении пресс-службы коммунальной компании "Киевавтодор". Дороги столицы сильно разрушены из-за неконтролируемого движения тяжеловесного транспорта, резких и частых переходов температуры воздуха через нулевую отметку, а также потому что срок выполнения капитального ремонта очень превышен, отмечают в компании. Некоторые участки не ремонтировались на протяжении последних 30 лет.
Еще одна “головная боль” киевлян – неудобные переходы, тротуары и слишком высокие бордюры, которые усложняют движение по улице с детскими колясками и людей с ограниченными возможностями.
Фото: Городское пространство и дороги в Варшаве (Олег Божко)
Дело в том, что в Украине стандарты обустройства улиц ориентированы на автомобильное движение, объясняет сокоординатор совета по урбанистике Киева, журналист Григорий Мельничук.
“В эпоху модернизма в моду вошли подземные переходы, которые пытаются строить и на жилых улицах до сих пор. Первые съезды в подземных переходах - пригодные разве что для спуска коляски, но никак не для самостоятельного движения людей на инвалидных колясках - появились в СССР к Олимпиаде-1980 как попытка сделать город чуть лучше”, - рассказывает Мельничук.
Фото: Очень "удобные и комфортные" улицы Киева (РБК-Украина)
Однако, по его словам, такое решение мало помогло справиться с проблемой.
“В меньших городах подземные переходы делали с меньшими углами наклона лестниц, что хоть и удлиняло, но облегчало спуск. Вопросами понижений бордюрного камня на переходах начали заниматься где-то с 90-х, но системно гораздо позже. Далеко не во всех городах это делалось системно - высокие бордюры на переходе до сих пор скорее правило”, - объяснил он.
В современном польском городе Катовице с населением чуть более 321 тыс. жителей передвигаться по улице… просто комфортно. Как пешком, так и на машине или велосипеде. Тем, кто сюда приезжает, практически сразу бросается в глаза пресловутая безбарьерность пространства, которую так часто приводят в пример украинским градостроителям.
Когда человек переходит улицу, ему очень редко нужно думать о том, что на пути вдруг попадется высокий тротуар, ужасающих размеров яма или любая другая преграда. Переступать или переезжать через бордюры не нужно: их либо нет, либо в местах перехода улицы они плавно снижены. Также заметно, что бордюры здесь совсем невысокие. Такие же удобные, как и в других странах Европы – во Франции или Германии.
За неполных два дня пребывания в этом городе и активных прогулок по улице откровенно плохих дорог обнаружить попросту не удалось. По словам местных жителей, неидеальные дороги точно есть в отдаленных районах города, но нам такие не попадались, даже когда усиленно искали.
По словам инженера-технолога Ярославы Осадчук, в Польше новые дороги делают "на века". За качеством материалов и работ строго следят. А если фирма-укладчик вдруг сделала свою работу некачественно, ее могут дисквалифицировать из рынка.
“В Катовице меня особенно впечатлила очень качественная разметка на дорогах. Все знаки и указатели - новые и понятные: не запутаешься, даже будучи гостем страны. Можно только позавидовать", - говорит инженер.
В Украине есть все нужные компоненты асфальтобетонного покрытия: хороший песок, отсев дробления, битум, щебень, минеральный порошок, добавляет она.
“У нас в стране есть высококачественное сырье, но нет задания делать качественно. А у других, более бедных стран, нет такого запаса ресурсов, но они ищут возможности и делают. Делать хорошие дороги в Украине мешает только коррупция, - комментирует Ярослава Осадчук. - Можно вспомнить пример Албании: это очень бедная страна, но дороги там – очень хорошие, как “зеркало”. При желании можно сделать такие и в Украине, если бы не разворовывали бюджеты".
В Украине нельзя просто так положить дорогу и забыть о ней на несколько десятков лет, говорит она.
"У нас дороги делаются на сезон, чтобы в следующем году проложить новую и “отмыть” на этом деньги. Коллеги на моей прошлой работе рассказывали, как один из потребителей лакокрасочного покрытия целенаправленно запрашивал такую краску, которая на следующий год слезла бы и пришлось бы покупать новую. Но таких заказов мы не брали - принципиально”, - рассказала инженер-технолог.
Безусловно, есть в Украине и хорошие примеры строительства новых дорог. В Виннице живет около 371, 5 тысяч людей – чуть больше, чем в Катовице. Согласно интернет-опросу 2015 года, именно Винница заняла первое в Украине место по качеству дорог: местные жители считают, что только 13,4 дорог города – в плохом состоянии.
Журналисты решили убедиться, действительно ли это так. И были приятно удивлены: ехать по Виннице на автомобиле – действительно удовольствие, даже на окраинах города в частном секторе.
Но вот совершенно иную картину увидели уже другие журналисты не в самой Виннице, а уже за городом. Корреспонденты продемонстрировали, что качество дорог Винницкой области – просто ужасающее.
По информации областной службы автомобильных дорог, около 70% дорог области требуют капитального ремонта, 23% - "ямкового" или частичного ремонта.
Недавно стало известно, что "Розумна Країна" создала сервис для контроля качества украинских дорог. Им начала пользоваться пользоваться крупнейшая госкомпания Автомобильные дороги Украины. Об этом нам в комментарии рассказал Сергей Ефимов. Он вместе с Анатолием Черненко разрабатывает аналогичные сервисы и для других отраслей.
С помощью сервиса контроля качества дорог Украины планируют проверки дорог на разных участках и в разных уголках страны.
"Каждый человек может выбрать номер и название дороги и отправить жалобу из перечня поставив напротив галочку. Все жалобы суммируются и выводятся в виде топа по дорогам. Руководителям Автомобильных дорог Украины и Укравтодора стало легко понимать, где делать проверки. Где планировать на следующий год ремонт", - рассказывает Сергей Ефимов, СЕО "Розумна Країна".
По его словам, такого сервиса нет ни в Эстонии, ни в Израиле, ни в Корее.
Кроме того, теперь каждый гражданин может проконтролировать качество услуг Укрзализныци, посмотреть рейтинг больниц и поликлиник. Также – проконтролировать качество услуг, предоставляемых Укрпочтой.
Польский город Перемышль расположен совсем недалеко от границы с Украиной. Население Перемышля – около 67 тысяч жителей. Дороги здесь такого же хорошего качества, как и в столице Польши.
За время пребывания в Перемышле мы побывали практически на всех центральных улицах города и на несколько их отдаленных от центра. Дороги хорошие везде.
Отдельное удобство для пешехода улиц города – островки безопасности на дорогах. И в Перемышле, и в других польских городах их очень много. Перейдя первую половину проезжей части, можно остановиться на “островке” и при этом не переживать, что находишься посреди шумной автострады, где на большой скорости "летают" автомобили.
Фото: Состояние дорог Перемышля, район в пешей доступности от исторического центра города (Олег Божко)
Заметно, что во многих местах в Перемышле бордюры существуют чисто формально. Скорее всего, только для визуального разграничения проезжей части и тротуаров. В центре городов нередко бордюры вообще отсутствуют. А там, где бордюр есть, то от уровня тротуара он выступает максимум сантиметра на четыре. Зная, что пешеходам не приходится преодолевать бордюры, автомобилисты едут медленнее. Соответственно, меньше случаев ДТП.
Фото: Перемышль, центр города (Олег Божко)
От парковки машин тротуары во многих местах в Перемышле защищают столбики. Но и они есть не везде. Ведь в Польше действительно работают, а не просто прописаны на бумаге нормы, запрещающие парковку на пешеходной части улицы. Припарковался в неположенном месте – штраф. Это работает. И, кроме того, формирует ощущение ответственности у автомобилистов.
Конечно, рассчитывать на порядочность абсолютно всех водителей не стоит. Поэтому безопасность пешеходов Перемышля обеспечивается еще и низким скоростным режимом. Как и во всей Европе, в городах Польши запрещено ездить со скоростью выше 50 километров в час. А во двориках и того меньше: 20 км/час. Если в Польше превысить скорость до 10 км/ч то оштрафуют на 50 злотых (около 12 евро), а если на 50 км/ч, то это обойдется уже в 400-500 злотых (100-120 евро).
Конотоп – районный центр Сумской области, где по состоянию на 1 декабря 2013 года проживает чуть более 92 тысяч людей. Это почти на 34 тысячи больше, чем в Перемышле. Но при этом состояние дорог в Конотопе несколько иное.
“У меня нет личного автомобиля, но я регулярно езжу в общественном транспорте, - комментирует Андрей Кривулько, житель Конотопа, - Я бы не сказал, что дороги в Конотопе находятся в плохом состоянии — в последнее время в городе начал появляться новый асфальт, проблемные участки регулярно латают. Главной проблемой я бы назвал то, что большая часть улиц города не имеет асфальта вовсе. Центральные улицы усеяны “латками”. Ровной такую дорогу назвать сложно, но хотя бы ям нет. Такие участки спасет только капитальный ремонт с полной заменой асфальтного покрытия”.
Фото: Дороги в Конотопе ремонтируются, но частично. А где разметка? (предоставлены Андреем Кривулько)
В 60 километрах от Кракова находится небольшой городок Освенцим, навсегда вошедший в мировую историю тем, что именно здесь находился концентрационный лагерь Аушвиц. Ныне на его месте действует музей. Город Освенцим располагается при впадении реки Солы в Вислу. Сейчас население города составляет 40 тысяч жителей.
Приезжающие в Освенцим туристы отмечают: дороги в городе опрятные и в хорошем состоянии. Кстати, по пути в музей также заметно, что дороги хорошие не только в центре города, но и за его пределами. От автобусной и железнодорожной станции в Освенциме к музею ведет комфортная, хорошо асфальтированная дорога. Тротуары выложены плиткой, а бордюры (как мы уже успели заметить в других польских городах) – совсем невысокие. Во многих местах их вообще нет.
Надо сказать, органичное городское пространство даже небольших польских городов (таких как Освенцим) не просто удобно с точки зрения практичности. Оно приносит и элементарное ощущение комфорта.
“Когда человеку комфортно, то и настроение хорошее, и думает человек о совершенно других, более полезных вещах. А не о том, как пересечь перекресток, ведя в руке коляску с ребенком и при этом не попасть в неудобную или даже опасную для жизни ситуацию”, - рассказывает Руслан Тарасов, киевлянин. На протяжении последних пяти лет он бывает в Польше раз в шесть месяцев – ездит туда на своем автомобиле в командировки.
По его словам, для мам с колясками эти бордюры в украинских городах – очень больной вопрос.
“Тогда прогулка по городу с коляской превращается в преодоление препятствий. И домой молодая мама приходит не отдохнувшей, а ужасно уставшей. Когда взбираешься на переход, коляску надо наклонять и поднимать постоянно. Так и ребенок может из нее выпасть! Все это просто ужасно”, - добавляет он.
Малин — небольшой город в Житомирской области, расположенный на реке Ирша (приток Тетерева), недалеко от автотрассы "Киев-Ковель-Варшава". Через город проходит важная железнодорожная магистраль — Юго-Западная железная дорога. По состоянию на 2013 год в Малине проживало 26, 934 людей.
“Основной “плюс” Малина в том, что он находится недалеко от Киева. Многие ездят отсюда на работу в столицу и таким образом как-то "выживают", признается в разговоре с нами местная журналистка Татьяна Ткаченко. Многие предприятия закрываются, а жители Малина, не выезжающие в Киев, работают или на гранитных карьерах, или в сфере услуг.
Дороги в Малине в достаточно неудовлетворительном состоянии, говорит Ольга Гура, помощник народного депутата, жительница города Малин.
“Во-первых, они делятся на дороги государственного, районного и местного значения, поэтому выяснить, кто хозяин конкретного участка дороги, бывает непросто. Все тычут пальцами друг на друга. А на ремонт, говорят, всегда нет денег. Тот ремонт, который все-таки осуществляют, носит косметический характер. Это так называемый "ямочный ремонт" без тщательного соблюдения технологий ремонта. Поэтому ямы снова и снова появляются на малинских дорогах”, - говорит Марианна Макарчук.
Кроме того, по ее словам, для города является проблемой движение тяжелого транспорта: фур с древесиной, щебнем, или грузовыми материалами.
“Систематический проезд таких тяжеловесов нашим дорогам приводит к быстрому разрушению дорожного покрытия. Большое количество дорог в городе - грейдерные (посыпанные отсевом). Летом для жителей таких улиц проезд транспорта составляет большую проблему: пыль отсева, которая приводит к респираторным и легочным заболеваниям. Также есть проблема для водителей - быстрый износ транспортных средств, частый ремонт. Наличие в городе рециклера для ямочного ремонта дорог пока системно проблемы не решает”, - объясняет она.
Напоследок мы не могли не показать качество дорог в одном из польских сел. Так, недавно украинский блогер Вячеслав Горобец побывал в двухнедельной поездке в Польшу, где узнал много нового о местном самоуправлении, о сортировке мусора, о коррупции и местном бизнесе. Также – о состоянии польских дорог.
Село Михаловице (Michałowice), Польша (предоставлено Вячеславом Горобцом)
“Я также съездил с внезапной инспекцией в польское село. Когда не воруют, денег так много, что асфальтируют даже дороги в лесу. Поверхность идеальная, как кожа младенца! И видно, что после зимы с ней ничего не происходит!”, - говорит блогер.
Вячеслав также был впечатлен тем, как покошены не только участки, но и обочины дороги.
Село Кроловка ( Królówka), Польша (предоставлено Вячеславом Горобцом)
“Это не коммунальная техника сделала - это вручную газонокосилкой. Полякам не западло сделать красиво не только на своем участке, но и вокруг. Они понимают свою ответственность за окружающее пространство! Если ты сам сделаешь красиво, то и будет красиво. И другим так же захочется. "А чого я мушу? Нехай сільрада косить, це ж не моє!", - говорят у нас. Мы даже мусор дальше своего забора не можем прибрать. "Це ж не я кидав. Чого я должен прибирать"? Каждый свободен преображать мир в меру своих возможностей. Но свобода бывает разная. Есть свобода делать хорошее. А есть свобода - оставаться в говне. Был знак для пешехода "Перейдите на другую сторону дороги"! Что это, если не проявление уважения к окружающим? Вряд ли такое предусмотрено законом”, - рассказал Вячеслав Горобец.