Без IKEA и H&M: Почему в Украину не приходят бренды с мировым именем

В Одессе накрыли цех по производству подделок всемирных брендов одежды IKEA на основе детских рисунков создала мягкие игрушки
Крупные зарубежные бренды не спешат в Украину (коллаж РБК-Украина)
Крупные зарубежные бренды не спешат в Украину (коллаж РБК-Украина)

Интерес крупных зарубежных брендов одежды и общепита к украинским рынкам был всегда, но открывать магазины и рестораны в Украине мешает кризис и коррупция

Вернувшись из Европы после отпуска или деловой поездки, немало украинцев уже традиционно привозят с собой парочку обновок или вещей, которые у нас не продаются.

С одной стороны,  украинский рынок предлагает потребителю все, что угодно: практически все базовые товары, которые продаются за рубежом, можно купить и у нас.  Но если речь идет о предметах одежды или любой другой продукции конкретной торговой марки, то поклонникам некоторых брендов приходится покупать эти вещи или через зарубежные сайты, или под заказ с помощью продавцов-посредников.

Зарубежные бренды все еще не спешат открывать свои магазины в Украине. Не смотря на кажущееся разнообразие самых разных марок и производителей, присутствие в нашей стране ритейлеров с мировым именем все еще остается невысоким.

Почему мировые бренды откладывают свои планы по открытию магазинов в Украине – в материале Styler.

Спрос есть, денег нет

По данным исследовательской компании Gfk Ukraine, самыми ожидаемыми в Украине брендами являются H&M, Apple Store, Ikea и Hugo Boss. Из ресторанных брендов украинцы больше всего ждут появления на рынке Starbucks Coffee и Burger King. Вряд ли стоит ожидать их в Украине в ближайшее время, хотя запрос и интерес у украинцев на все эти бренды уже несколько лет стабильно высокий.

Два года назад компания GfK Ukraine проводила опрос интернет-пользователей в возрасте 18-45 лет, проживающих в городах с населением более 500 тыс. человек. Согласно исследованию, магазины товаров для дома IKEA (46,8% проголосовавших) и магазины одежды H&M (39,4%) являются лидерами среди брендов международных сетей магазинов, которых не хватает украинцам. Третье и четвертое места поделили магазины техники Apple Store (30%) и одежды Hugo Boss (29,8%). Сеть гипермаркетов из США Walmart занимает пятое место с показателем в 25,8%. В компании отмечают, что торговую сеть H&M вдвое чаще называли женщины, чем мужчины, у которых этот бренд не вошел в ТОП-5. Однако в мужской ТОП-5 попала сеть супермаркетов Tesco.

С тех пор потребительские настроения мало изменились, но не смотря на это, вышеуказанные бренды в Украину не спешат. Как говорят сами ритейлеры, основная причина отсутствия таковых планов у торговых марок – экономический кризис и обеднение украинцев.

Большинство из указанных брендов давно присматриваются к украинскому рынку и точно заинтересованы выйти на него, говорит Сергей Заика, руководитель отдела аренды Украинской Торговой Гильдии (UTG).

“Интерес мировых брендов к Украине как был, так и остается. Многие не рискуют открывать у нас магазины в основном из-за нестабильного валютного курса и непредсказуемой экономической ситуации. Но одна из главных причин – низкая покупательная способность украинцев. Думаю, ожидать прихода к нам новых крупных брендов в самое ближайшее время вряд ли стоит”, - рассказывает Сергей.

IKEA и нетерпимость к коррупции

Еще одна причина, почему некоторые торговые марки не рассматривают украинский рынок для открытия новых магазинов – высокий уровень коррупции в нашей стране. Последнюю причину, как правило, достаточно редко озвучивают в официальных заявлениях мировых брендов. Но шведская компания IKEA, известная своей нетерпимостью к коррупции, открыто считает непрозрачную экономику одной из главных причин своего отсутствия на украинском рынке. В одном из интервью топ-менеджер компании Леннарт Дальгрен сказал, что, по сравнению с Украиной, даже Россия в смысле коррупции “выглядит белее снега”.

IKEA не только хотела, но и предпринимала несколько попыток выйти на украинский рынок. Впервые директор компании приезжал в Украину еще при президентстве Кучмы, в 2004 году. Второй раз – годом позже, когда страну возглавил Ющенко. Говорят, что уже было ясно, где именно строить склады: директор сам приезжал смотреть гектары земли на Бориспольской трассе. Но, по неофициальным данным, от компании потребовали крупную сумму отката, и руководители IKEA уехали, наотрез отказавшись участвовать в “схемах”. Компания вновь заявила о намерениях открытия в Украине магазина в 2009 году, планируя инвестировать в украинский рынок 2,5 миллиардов долларов, но планы не осуществились и в этот раз.

Фото: Компания IKEA выпускает недорогую массовую мебель скандинавского дизайна, которую покупатели собирают дома самостоятельно (energymagazine.com.ua)

Основанная в 1943 году компания стала транснациональной корпорацией, покорив более  45 стран мира. По данным официального сайта компании IKEA, количество магазинов с каждым годом увеличивается. В 2013 году их насчитывалось 345, а в 2014 – 361 магазин. Сейчас их уже 375.

По словам экспертов рынка, IKEA предпочитает открывать магазины в странах с экономической стабильностью и “предсказуемой” политической ситуацией. На рынки восточной Европы компания все еще смотрит с осторожностью.

Впрочем, однажды в крупном коррупционном скандале был замешан  как раз шведский представитель компании.  2011 году бывший топ-менеджер IKEA в России Окан Юналан приговорен к пяти годам тюрьмы по обвинению в покушении на коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством в особо крупном размере. Юналан, будучи подданным Швеции, отправился отбывать наказание в колонии строгого режима. По данным следствия, Окан Юналан требовал у российского бизнесмена 6,5 миллиона рублей в виде "отката" за аренду нескольких площадей в одном из ТЦ.

Самый ожидаемый бренд одежды

В январе 2016 года в соцсетях стала активно распространяться информация о том, что в одном из торгово-развлекательных центров Киева вскоре откроется магазин сети одежды и аксессуаров H&M. Вскоре даже появился аккаунт в Instagram, где первым делом объявили о щедрой акции: первым 5 000 подписчикам страницы гарантированно получают подарочные сертификаты на тысячу гривен в открывшемся бутике, а кроме того – они же станут обладателями 20% скидки.

Фото: Аккаунт в Instagram привлекал подписчиков с помощью "акций" в несуществующем магазине (kiev.vgorode.ua)

Пользователи соцсети отреагировали очень быстро: желаемых подписчиков страница получила очень быстро. Но оказалось, что этот аккаунт – не более чем раскрутка самой странички. Позже сам ТРЦ, где якобы должен был появиться магазин, опроверг эту информацию, попросив при этом тщательно проверять информацию и доверять только официальным источникам. Как объясняют эксперты, удивляться такой практике не стоит: накопив несколько тысяч подписчиков, аккаунт продают и быстро меняют его название.

Тем временем сам бренд появляться в Украине пока не спешит.  В 2013 году сообщалось, что представители торговой марки активно вели переговоры об открытии своих магазинов в Киеве. Звучали мнения о том, что это был период высокого уровня готовности бренда зайти на украинский рынок. Получается, что если переговоры вели во второй половине 2013 года, то открытие магазинов могло ожидаться в 2014 году. Но с началом экономического кризиса и войны эти планы бренд остановил.

Фото: Шведский бренд H&M в 2015 году выпустил коллекцию из переработанных вещей (greenbelarus.info)

Второй шанс дождаться H&M выпал украинцам в 2015 году. Именно тогда ритейлеры снова заговорили об этом бренде: на этот раз сообщалось, что его представители не только хотят выйти на украинский рынок, но и уже находятся на  финальной стадии подписания всех необходимых для этого договоров. Слухи опровергла Татьяна Ключинская, начальник департамента торговых площадей международной консалтинговой компании JLL в России и СНГ.  По ее словам, бренд пока что не собирается выходить ни на украинский рынок, ни на рынки стран СНГ в целом.  Ключинская отметила, что крупные бренды пока не планируют выход на рынок, в частности Украины из-за сложной политической ситуации в Украине.

Кофе и бургеры

Если говорить о гастрономических брендах, то киевляне давно не против видеть в столице крупнейшую мировую гастрономическую сеть Burger King. Ежегодно заведения этой сети приходит более одиннадцати миллионов посетителей, делая его одним из самых посещаемых фастфудов мира. По отзывам клиентов, больше всего в ресторане людей привлекает соотношение “цена-качество” и оригинальный вкус блюд.

Фото: Фастфуды Burger King привлекают демократичными ценами и качественной едой (hedailymeal.net)

Известно, что несколько лет назад компания уже зарегистрировала в Украине свои логотипы. Но после этого не было никакой информации о конкретных датах открытия первых ресторанов ни в Киеве, ни в других городах Украины.

По словам Сергея Заики из компании UTG, бренд давно заинтересован открыть рестораны в Украине.

“Burger King – один из тех, кто наиболее заинтересован в выходе на украинский рынок. Стоит сказать, что эта компания традиционно присматривается к валютному курсу в той или иной стране, и во многом решение об открытии заведений принимается исходя из этого. Они присматриваются и к ценообразованию. Ведь продавать бургеры, скажем, по две гривны, никто не будет. Но интерес есть, тем более что Burger King достаточно уже давно открыл свои заведения в соседних с нами странах. Они активно развиваются в Польше, в России. А в Казахстане бренд представлен еще с 2012 года”, - объясняет эксперт.

Еще одна крупнейшая ресторанная сеть Subway не первый год планирует открыть в Украине несколько заведений. Особенностью сети ресторанов является то, что они распространются исключительно по франшизе. Визитной карточкой Subway является “полезный фастфуд” без пережаренного мяса и пересоленного картофеля фри.

Иракли Качарава, генеральный директор компании Watermills, вел переговоры с украинскими представителями бизнеса, желающими купить франшизу, еще четыре года назад. Тогда планировалось открытие заведений первым делом в Киеве и в Харькове. Изначально хотели, что первое заведение будет открыто в столице в марте 2014 года, а в долгосрочной перспективе в течение семи лет их количество будет доведено до 80 ресторанов.

Фото: Ресторанная сеть Subway давно присматривается к украинскому рынку (citydog.by)

Предполагалось, что будущие владельцы франшизы в Украине пройдут обучение в тренинговых центрах Англии, США, Германии или Франции, так как сеть ресторанов имеет высокие стандарты, которым нужно строго следовать. Планы пришлось отложить в этот раз потому, что заморозилась стройка столичного ТРЦ Республика. Именно там собирались открыть первый ресторан Subway.

О том, что в Украине может появиться знаменитая сеть кофеен Starbucks, начали говорить еще в 2009 году. Тогда о детальном изучении украинского рынка заявил официальный представитель компании в регионе Россанн Вильямс. Но на сегодня сеть все еще остается одним из самых желанных брендов на украинском рынке, и сроки выхода бренда на украинский рынок пока неизвестны.

Apple без службы технической поддержки

Сейчас также частично ограничены возможности у украинских пользователей продукции Apple. Несмотря на то, что Apple в Украине официально продает свои продукты с помощью компании-дистрибьютора и компаний-дилеров, у нас в стране все еще нет даже службы технической поддержки, которой могли бы воспользоваться клиенты. Кроме того, нет и украинского сегмента сайта торговой марки.

По словам экспертов рынка, в отсутствии службы технической поддержки следует винить не дистрибьютора, как саму компанию Apple. Возможно, там считают, что в Украине достаточно знают русский язык, чтобы обратиться в российскую службу поддержки, но такое положение вещей явно не играет на руку бренду.

Теги: IKEA, рынок, бренд
On Top