Как нехватка средств, “купленные” дипломы и стереотипы про высшее образование мешают получить работу мечты и почему в университетах Европы все чаще отказываются от конспектов - в материале Styler
Эдем Галимов - выпускник Украинской Академии Лидерства. Сейчас изучает социологию в Киево-Могилянской академии. Этот молодой крымский татарин был в числе украинской делегации, которая ездила в Нидерланды перед тем, как там состоялся референдум об ассоциации между ЕС и Украиной.
Styler встретил Эдема во время церемонии открытия нового учебного года в Украинской Академии Лидерства. Сюда его пригласили уже как выпускника, чтобы он поделился собственным опытом обучения.
Мы расспросили студента о европейских и американских университетах, недостатках и преимуществах украинского образования, а также о том, почему иметь высшее образование – совсем не обязательно для всех.
По словам Эдема, во многих украинских городах существует огромная проблема: после школы дети часто идут учиться совсем не туда, куда мечтали.
“В Украине молодежь часто поступает совсем не на те специальности, которые потом реально помогут им в жизни. Это бывает по многим причинам. Первая – потому что в семье колоссальная нехватка средств, и родители часто не могут оплатить ребенку обучение в университетах крупных городов, даже если очень этого хотят. Другая проблема – в стране есть множество ВУЗов, но далеко не все они дают полезные знания. Кто-то покупает диплом и скачивает рефераты из интернета, а потом говорит, что не может устроиться на работу.
Украине очень вредит стереотип “надо получить диплом, лишь бы был, а потом – увидим”. А затем эти люди еще и идут работать не по специальности. Еще одна проблема – то, что многие университеты дают кучу ненужного материала, который потом никак не пригодится в жизни”, - высказывает свое мнение студент.
Есть стереотип, который часто мешает пойти правильным путем в жизни. Это – убеждение, что ребенок после школы должен обязательно поступить в высшее учебное заведение, порой даже неважно, какой это будет ВУЗ, говорит Эдем.
“У меня есть много знакомых, которые после школы пошли работать, а не учиться. Я очень уважаю их выбор. Это ответственно, но это их выбор. Академическое обучение уже давно перешло из аудиторий университетов в уютные кафе и лектории. Сейчас можно выучить язык программирования и освоить навыки дизайна за полгода на курсах, и не каждому для этого нужно учиться пять лет, не тратя при этом государственных средств, а потом еще и идти работать не по специальности. Надо отходить от стереотипа, что ВУЗ нужен всем без исключения”, - говорит Эдем.
Хотя в европейских университетах давно есть свободный выбор предметов, в Украину эта тенденция только начинает постепенно приходить, добавляет он.
“Я учусь в Киево-Могилянской академии, и это немного нетипичный пример. Потому что в нашем заведении уже давно внедрены некоторые европейские практики. Например, уже давно есть свободный выбор предметов, когда помимо нормативных дисциплин мы имеем возможность выбирать предметы из разных кафедр”, - говорит Эдем.
Европейские и американские университеты часто живут совсем другой жизнью, чем учебные заведения в Украине, говорит студент.
“Этим летом я побывал в университете Южной Каролины, США. Он находится в небольшом городке на 120 тысяч жителей, а студентов там – 40 тысяч. Этот университет – крупнейший работодатель в городе и объединяет вокруг себя много людей. Туда можно устроиться администратором, куратором, библиотекарем, руководителем культурного центра. Не говоря уже о работе преподавателя. Но самое главное - это не просто университет, в который приходят утром на лекции, а вечером едут домой, это пространство для общения, пространство для развития. Именно здесь возникают новые идеи для города, университет фактически является драйвером изменений в этой локации”, - вспоминает студент.
“Я очень рад, что в УКУ (Украинский Католический Университет – ред.) открылась программа ethics, politics, economy (этика, политика, экономика - ред.). И это что-то совершенно новое для Украины, что-то совсем другое. Круто, что у нас появляются комплексные дисциплины и мне невероятно интересно, что из этого получится.
Но не все в украинских учебных заведениях так плохо, как порой говорят, замечает Эдем.
Даже за один год он встретил множество преподавателей, которые действительно хотят передать знания студентам, внедряют инновационные практики и просто хотят помочь. Такие люди вдохновляют, и после этого хочется учиться.
У Эдема есть надежда, что с принятием реформы образования должен постепенно измениться подход, когда учитель в школе будет давать не так информацию, которую учащиеся могут самостоятельно найти в интернете, как понимание процессов, быть для учеников другом, наставником, показывать им путь к знаниям.
“Самая большая проблема украинских учебных заведений – это то, что в них далеко не всегда готовят специалистов, а знания часто не совпадают с теми, которые потом пригодятся в реальной жизни. А самое большое преимущество нашего обучения – это люди. Люди, которые каждый день своим трудом и примером строят новую Украину. Я верю, что с такими людьми у нас все будет хорошо и никак иначе", - подытожил Эдем.