Работы ускоренными темпами проходят в Винницкой области в зоне капитального ремонта магистрального газопровода "Уренгой — Помары — Ужгород"
Сразу четыре археологических памятника времен бронзового века и Черняховской культуры удалось обнаружить сотрудникам научно-исследовательского центра "Спасательная археологическая служба" Института археологии НАН Украины.
В рамках экспедиции, археологи зафиксировали два поселения и могильник Черняховской культуры III-IV вв. н. е. А также поистине ценные находки, датируемые приблизительно 1-м тысячелетием до н.э., которые команда археологов относит к Трипольской культуре.
Преодолевая холод и повышенную влажность, несколько десятков археологов "вкапываются вглубь истории" посреди широких полей возле села Поповка Липовецкого района и населенных пунктов Тягун и Троща Ильинецкого района. Styler отправился в Винницкую область, чтобы посмотреть, как проходят раскопки, что уже удалось найти археологам и попытаться представить быт поздних скифов, готов и ранних славян III-IV вв.
Дорога от Винницы до небольшого села Поповка заняла пару часов. Однако, преодолев несколько пересадок и больше 50 км, скажем так, не самого гладкого пути, мы все еще были не на месте. Руководитель экспедиции, археолог Тарас Милян посоветовал не расслабляться. До места раскопок нужно было проехать еще несколько километров, а затем "на своих двоих" прошагать по полю дополнительно 2 км.
"Зато полюбуетесь нашими краями и свежим воздухом подышите", - улыбались археологи.
Надо было торопиться: серое небо над головой обещало дождь. Скептически оценив обувь журналистов, сотрудники спасательной археологической службы только вздыхали, мол, если пойдет дождь, как бы нам не "потерять" свои ботинки в плодородных украинских черноземах. К счастью, обошлось без осадков.
Пока шли по полю, пытались узнать, что конкретно нас ждет на раскопках. Но археологи умеют держать интригу до последнего. Руководитель экспедиции только и говорил, что мы все увидим на месте. И это "все" нас впечатлит. Так и было!
Археологические работы растянулись на несколько сот метров вдоль газопровода. Раскопки стартовали в середине февраля, а изучить местность нужно до 7 апреля.
Времени для более скрупулезной работы не так много, как хотелось бы. Но и за эти пару месяцев исследователи проделали колоссальную работу.
Мы побывали на месте древних поселений времен Черняховской культуры. Участники экспедиции условно назвали их "Поповка 1" (поселение и могильник) и "Поповка 2" (поселение). Датируются эти находки концом III – началом IV веков нашей эры.
Черняховская культура - позднеримская археологическая культура, которая была распространена на территории Украины в III-IV веках н. е. Свое название она получила от села Черняхов (Киевской области), где в 1900 году Викентий Хвойка исследовал одно из первых погребальных полей этой культуры. В Европе Черняховская культура была распространена на соседних с Украиной территориях Молдавии и Румынии.
"Ареал распространения Черняховской культуры занимает очень большую территорию. Это и современная Украина, и Молдавия, Румыния, а также часть России. Культура полиэтничная, то есть она состояла из нескольких этносов. К основным причисляют племена восточных германцев, поздних скифов, готов, сарматов, ранних славян, даков", - рассказывает старший научный сотрудник и заведующий отделом археологии ранних славян и региональных исследований Института археологии НАН Украины, кандидат наук Олег Петраускас.
Наибольший интерес исследователей вызывает древний могильник, в котором обнаружили 18 захоронений. При этом, археологи нашли останки как взрослых, так и детей.
Кости сохранились не очень хорошо из-за высокой влажности грунта, его химического состава. В останках некоторых черепов практически отсутствуют зубы: возможно, люди тогда болели цингой.
Археологи объясняют, что без предварительного изучения антропологами нельзя сказать, от чего умерли эти люди, чем болели, к какому полу относятся те или иные останки и т.д. Известно только, что в те времена люди жили в среднем до 40 лет. Однако опираясь на предыдущие исследования и находки, уже сейчас можно узнать о необычных погребальных обрядах "черняховцев".
"Для таких могильников характерно несколько видов захоронений. Это трупосожжение и трупоположение (ингумация). При этом кости ориентированы либо четко на запад, или на север (ред. – то есть тела укладывали головой на запад или север). Соответственно каждая группа захоронений имеет свои особенности инвентаря", - говорит Олег Петраускас.
Археолог объясняет, что захоронения, ориентированные на север, максимально нагружены инвентарем. Людей в могилы клали одетыми, с украшениями, посудой, иногда встречается оружие, различные орудия труда, к примеру, женщины "забирали с собой" пряслица.
Основная же часть найденных в Винницкой области останков людей – это захоронения, ориентированные на запад.
"У них, что называется, редуцированный погребальный инвентарь: нет посуды, каких-то орудий труда. И все же украшения, к примеру, ожерелья мы находим", - рассказывает Олег Петраускас.
"Интересный факт найденных захоронений. Детей они также украшали. Я не знаю, что на тот момент (ред. – находки датируются III-IV веками н. е.) у них произошло, но детей, как мы можем судить, они обожали. Дети ориентированы на север. Их могилы просто перегружены инвентарем. Возможно, на тот момент в этом поселении случился какой-то демографический кризис", - объясняет Петраускас.
Также исследователи делают предположение: быть может, более богатые на находки захоронения могли принадлежать, скажем, зажиточным людям того времени. Однако это всего лишь гипотеза.
"Черняховцы" исповедовали биритуализм, то есть для них было привычным использование нескольких ритуальных обрядов.
При этом особенности этих обрядов современного человека ввели бы в ужас.
"Кремация проходила прямо на месте захоронения. То есть не было какого-то отдельного крематория. После того, как костер догорал, люди забирали кости, а пепел оставляли. Конечно, все это смотрелось странно", - говорит Олег Петраускас.
"Был у "черняховцев" и обряд ритуального разрушения. Через полгода-год люди возвращались к захоронению… Чаще всего вынимали покойному грудную клетку. Могли по нескольку раз перекладывать кости. Есть разные теории, зачем они это делали. Я больше склоняюсь к версии, что в такой способ помогали выйти душе из тела покойного. Конечно, можно представить, что выглядело все это ужасно: мягкие ткани еще не до конца разложились, был соответствующий запах, все это находилось на поверхности земли. Но таковы были их верования", - рассказывает аспирант Института археологии НАН Украины Марьяна Авраменко.
Ученые объясняют, что разнообразие ритуальных обрядов лишь подчеркивает – Черняховская культура была полиэтничной. Поэтому вполне нормально, что представители разных племен придерживались и разных обычаев своих предков.
Наиболее часто в древних захоронениях находят бисер и стеклянные бусы. Археологи улыбаются, мол, женщины всегда остаются женщинами и хотят выглядеть хорошо.
Основная часть находок – мелкий стеклянный бисер синего цвета. Порой в одном месте встречается до 300 единиц бисеринок. Также находят крупные геометрические бусины из стекла, кораллов, сердолика.
Сердолик привозили из Кавказа, кораллы – с Красного моря, стекло – из Римской империи.
Однако археологи обращают внимание, что изделия из стекла производили также и "черняховцы".
Так, единственный центр стеклянных изделий Черняховской культуры III-IV вв., расположенный на территории современной Украины, археологи нашли на Днестре возле села Комаров, Черновицкая область.
На месте раскопок в Винницкой области нашли раковину каури, привезенную из теплых морей. Кстати, на некоторых островах Тихого океана такие раковины служили разменной монетой.
Как оказалось, для представителей Черняховской культуры это довольно привычное украшение, которое носили на поясе.
Нашлись и фибулы (застежки для одежды), а также ременные и обувные пряжки из бронзы. Судя по размерам, эти пряжки использовались для небольших ремней.
"Это скорее так – показать, что у тебя есть модная вещь. В то время бронза была импортным материалом", - объясняет научный сотрудник отдела ранних славян и археологических исследований Киевского института археологии НАН Украины Юрий Башкатов.
Однозначно ответить на вопрос, как именно рассчитывались за товары племена Черняховской культуры сложно. Одни историки полагают, что люди того времени преимущественно обменивались по бартеру. Другие говорят, что могли использоваться римские монеты. Быть может, была смешенная система расчетов.
На месте раскопок в Винницкой области археологи нашли несколько римских монет приблизительно 150 года чеканки.
В некоторых монетах сделаны небольшие отверстия. Скорее всего, монетки использовали в качестве украшений. Но существует теория, что в такой способ их проще было носить с собой: такой вид отделки одежды как карманы еще не был особо распространен.
Фото: Защитить территорию раскопок от "черных археологов" практически невозможно, да и привлечь их к ответственности также сложно. На фото вдали – поселение и могильник "Поповка 2" (РБК-Украина)
К сожалению, место раскопок не особо балует металлическими находками, что, безусловно, мешает археологам делать правильные выводы о быте "черняховцев".
Исследователи ничего не могут поделать с "черными археологами", которые орудуют на месте раскопок с металлоискателями. По закону, необходима видеофиксация таких поисков и, главное, фиксация нахождения "черным археологом" определенной ценной вещи. А иначе правонарушение никак не доказать.
"Мы нашли всего три монеты и те не в лучшем состоянии. Нам еще повезло, потому что наши "друзья – черные археологи" нашли тут практически все. Могильник, к счастью, не ограблен, но нарушен. Ситуация с этими искателями сокровищ просто фатальная", - сетует руководитель экспедиции, кандидат исторических наук Тарас Милян.
Сотрудники НАН Украины нашли фрагмент комплекса хозяйственных сооружений, а также фрагменты жилья. Конечно, система хозяйствования в III-IV ст. еще не была хорошо развита, но и назвать обустройство быта "черняховцев" хаотичным также нельзя, уверены археологи.
Дома строили из дерева. Вырывали углубление в земле и достраивали его деревянными брусками. При этом дома не были очень высокими. Хотя исследователи еще дискутируют по этому вопросу.
Был ряд хозяйственных сооружений для хранения различных припасов: мяса, зерна и т.д. О чем свидетельствуют углубления в земле разной величины – что-то вроде погребов. В таких ямах находят немало фрагментов керамики, посуды, кости животных.
Есть остатки открытого очага, выполненного из камня. Кстати, добывали камень на местных речках. К примеру, неподалеку от места раскопа протекает река Соб, где когда-то были каменные карьеры.
Зимой жители найденных поселений пользовались открытым огнем в домах, а летом – вот такими очагами на улицах. Также пользовались жаровнями, специальными конструкциями, на которых сушили зерно.
"Как мы знаем, печки в домах появляются намного позже – где-то со средины первого тысячелетия н.э. на Днестре. Их использование было характерным для славян", - объясняет Тарас Милян.
Занимались "черняховцы" земледелием, разводили скот. Хорошо были знакомы с агрокультурами (выращивали полбу, пшеницу, горох, чеснок и т.д.). К тому же, между племенами существовал обмен продуктами, семенами.
Археологи нашли очень много костей на месте раскопок – как диких, так и домашних животных.
Преимущественно жители найденных поселений разводили быков. Но были в хозяйстве свиньи, козы, овцы, а также кони и собаки. Исследователи объясняют, что охота теряет свой смысл, так как прокормить с ее помощью тысячи жителей поселений очень сложно.
Железный нож сохранился не очень хорошо. Точилка для ножа сделана из сланца
Исследователям "Спасательной археологической службы" Института археологии НАН Украины раскопки в Винницкой области преподнесли неожиданный подарок.
Вместе с поселениями и могильником времен Черняховской культуры команда археологов обнаружила находки бронзового века. В основном это керамика.
Более того, сегодня ученые осмелились предположить, что найденные артефакты относятся к раннему периоду появления Трипольской культуры на территории современной Украины – начало 1-го тысячелетия до н.э.
"Это как раз тот период, когда Трипольская культура появляется на территории современной Украины, когда сюда начинают переселяться люди с территории Молдавии, Румынии. Определенная балканская волна ранних земледельцев…. Это довольно неожиданные находки. Так как ранняя Трипольская культура преимущественно охватывает территорию Днестра. Удивительно найти ее в бассейне Южного Буга" - рассказывает научный сотрудник отдела ранних славян и археологических исследований Киевского института археологии НАН Украины Юрий Башкатов.
Юрий объясняет, что находка ценна для археологов, так как может позволить расширить известный сегодня ареал распространения ранней Трипольской культуры на территории Украины.
Кстати, Юрий Башкатов придерживается версии, что племена Трипольской культуры были вынуждены сами покинуть обжитые земли.
"По некоторым подсчетам в одном поселении могли проживать тысячи людей. Для того времени это огромное количество. Но ведь тогда еще не было "агронауки", землю обрабатывали, как могли. Это было экстенсивное земледелие. Соответственно, должен был наступить "земельный кризис". К тому же, нужно понимать, что во времена Трипольской культура на территории современной Украины только начинает формироваться чернозем, его было сантиметров 10. Поэтому, скорее всего, племена между собой начали выяснять отношения за землю. Могла наступить черта голода, которая заставляла людей менять место проживания. Есть и такая теория", - объясняет Юрий Башкатов.
На видео показано, как эти два элемента подходят друг другу
На вопрос, а как Трипольская культура могла быть связана с Черняховской, у археологов ответ простой: "Никак".
"Дело в том, что Украина – это же благословенная земля, где люди жили постоянно. И такое явления в нашей археологии как однослойный памятник - большая редкость. Очень часто в одном месте раскапываем сразу несколько находок разных времен", - объясняют ученые.
Вся керамика времен Триполья – полностью ручная работа. В то время еще не было гончарного круга. Чтобы глина во время обработки не разваливалась и хорошо держала форму, к ней добавляли толченый камень или шамот (обожженная, измельченная глина).
"Это феноменально. Дело в том, что гончарный круг вместе с античностью попал на юг (Крым, Причерноморье). И только во время Черняховской культуры использование гончарного круга получило достаточно широкое распространение. Фактически вся территория украинской лесостепи была обеспечена такой керамикой. Исчезает Черняховская культура – и на территории Украины, кроме юга, исчезает гончарная керамика. И восстанавливается у славян на границе VIII-IX веков. Почти на 300 лет навыки были утрачены", - рассказывает Тарас Милян.
По плану раскопки еще будут продолжаться до начала апреля. После исследований все найденные артефакты будут переданы Винницкому краеведческому музею.