The Maneken: “Совсем скоро украинские музыканты станут частью мировой сцены”
Известный украинский музыкант Евгений Филатов рассказал Styler о своем новом альбоме "Sale", опыте выступления на одной сцене со звездами первой величины, новом хобби и перспективах украинской музыки
The Maneken: "Сегодня дистрибьюция компакт-дисков уже не имеет такого большого значения, Интернет окончательно стер границы между странами. На нынешнем этапе наши исполнители делают первые шаги в сторону зарубежного рынка, но эти шаги твердые и уверенные"Евгений Филатов, один из самых достйных представителей украинской электронной сцены, родился в музыкальной семье. Не стремясь во что бы то ни стало получить академическое образование, он самостоятельно осваивал различные музыкальные инструменты и развивал вкус, заслушиваясь фанком и соулом 70-х годов.
Прежде чем создать собственный проект The Maneken и выпустить несколько успешных альбомов и синглов, Евгений набрался опыта, выступая под именем Dj Major и создавая аранжировки для ведущих артистов украинской сцены. Сегодня The Maneken уверенно продолжает свой музыкальный путь, попутно пробуя силы и в других формах творчества.
Фото: "Ситуация, когда многотысячная толпа скандирует имя другого артиста, может немного вывести из равновесия"
Приятно было видеть вас на сцене перед выступлением британской группы Everything Everything!
Да, мне тоже было очень приятно сыграть с ними на одной сцене. Я являюсь большим поклонником творчества группы. Это еще один маленький зачет, который я сдал самому себе. Я выступал на разогреве у Jamiroquai, Лана Дель Рей, Everything Everything, и у меня было немного времени пообщаться со всеми этими ребятами. Но особенно было приятно услышать слова благодарности, прозвучавшие со сцены от вокалиста Everything Everything. Они нас слушали на саундчеке перед выступлением, потом мы немного поговорили после концерта. С Джонатаном мы теперь дружим в Facebook. В общем, ребята респектнули нашему творчеству. Конечно, это заряжает и вдохновляет на новые подвиги.
Музыканты подчеркнули, что The Maneken отлично разогрели публику. Насколько вам комфортно разогревать народ?
Вообще, разогрев - дело не очень благодарное. Например, когда мы выступали перед Jamiroquai во Дворце Спорта, меня все время одолевали мысли, что я выйду, а в середине первой композиции публика будет кричать: "Jamiroquai, Jamiroquai, Jamiroquai!". Ситуация, когда многотысячная толпа скандирует имя другого артиста, может немного вывести из равновесия. К тому же, в 2011-ом мы еще не часто выступали на таких огромных площадках, поэтому было ужасное волнение.
Фото: "Концепция проекта изначально предполагала, что я как дизайнер создаю разные музыкальные коллекции, которые примеряю на себя, как на манекен"
Но я могу сказать, что тот концерт был важной точкой в творчестве группы, потому что очень многие люди услышали о нас впервые. Наш нынешний бас-гитарист Александр Чунин был тогда в зале среди зрителей и думал: "Ммм, Jamiroquai еще и группу на разогрев с собой возит. Интересно". После того, как я произнес несколько слов в микрофон, он понял, что мы украинский проект, и подумал: "Я хочу играть в этой группе!". И спустя какое-то время так и произошло.
Значит это позитивный опыт в любом случае?
Да. И концерт Everything Everything - уже третий случай, когда я играю на разогреве важных для меня артистов. Отношусь всегда к такому опыту крайне серьезно. В частности, специально для Everything Everything подготовил специальный сет, который, на мой взгляд, хорошо проложил эту дорожку от тишины к их выступлению.
Это были песни, которые я редко играю на концертах. Также прозвучала и композиция из нового альбома "Sale", первая часть которого вышла 8 декабря. Кроме ознакомления новой аудитории с твоим творчеством подобные выступления дают возможность лично познакомиться с любимыми артистами, задать им несколько вопросов, просто пообщаться и увидеть, как рождается их музыка, находясь с ними на одной сцене. Это очень здорово: придает уверенности, дарит полезный опыт и новые знания.
Недавно вы выпустили первую часть своего альбома. Как вообще возникла идея дозированно делиться музыкальным материалом со слушателями?
Это тенденция, которую я наблюдаю последнее время. Очень много независимых инди-артистов не выпускают полноформатные альбомы, которые всегда требуют много времени на производство и запись. А потом выкладываешь пластинку и в информационном потоке она на пару недель привлекает внимание и все. Это похоже на быстро идущий поезд с бесконечным количеством вагонов, а ты сам ощущаешь себя пассажиром, едущим в одном из этих вагонов.
Каковы ваши эмоции в связи с выходом нового диска?
Для меня этот альбом особенно важен - это новое слово в моем творчестве. Спустя два года я наконец смог переключиться из режима саунд-продюсера в режим артиста. В 2013 - 2015 годах я работал с музыкой Onuka, Джамалы, Ивана Дорна. В целом, всю мою творческую деятельность можно разделить на два направления: студийная работа, которая требует много времени и усидчивости, и гастроли с бесконечными перелетами, выступлениями, саундчеками и гостиницами.
Долгое время мне удавалось это совмещать, но как только почувствовал, что настал момент уделить больше внимания своей студийной работе, я переключился с The Maneken на саундпродюсирование, и это затянулось на два года. Сейчас новый важный виток творчества, и я не готов после длительной паузы сразу выдать 15 треков. Я хочу растянуть это удовольствие, поэтому разбил альбом на три части.
Что в альбоме будет нового?
В этот раз будет много приглашенных музыкантов. В первой части уже вышел трек "Go!" в котором главную вокальную партию исполнил Андрей Ковалев из группы Brunettes Shoot Blondes. Другие имена пока раскрывать не буду, но в новом материале будет несколько фичерингов.
Все три части альбома будут объединены общей концепцией?
Концепция проекта изначально предполагала, что я как дизайнер создаю разные музыкальные коллекции, которые примеряю на себя, как на манекен. Это было придумано специально для того, чтобы не ограничивать себя рамками какого-то одного жанра. В некоторых треках больше электроники, а другие, наоборот, напоминают фанк 70-х.
В этом альбоме нашлось место нескольким интересным экспериментам. Музыканты и саунд-продюсеры меня поймут, когда я скажу, что очень легко взять какую-то идею и начать делать композицию, но совсем непросто остановить работу над ней. Иногда песня может пострадать из-за того, что над ней слишком долго сидят. Приходится напоминать об этом самому себе. Так что, создание музыки, с одной стороны - это работа во благо искусства, а с другой - борьба с самим собой.
Выпуская свой первый альбом вы записали все музыкальные и голосовые партии самостоятельно. Сколькими инструментами вы владеете?
Если оценивать мои навыки с точки зрения инструменталистов, то я не играю профессионально ни на одном инструменте. В моей студии очень много синтезаторов, электрогитары, бас, перкуссия, ударные. В какой-то степени я владею ими всеми и этого хватает, чтобы реализовать на записи большинство моих музыкальных идей самостоятельно. Для сложных партий я привлекаю талантливых профессионалов. В первой части Sale, к примеру, звучат духовые, симфонический оркестр. Это играют приглашенные музыканты.
Когда я записывал первый альбом, у меня не было таких технических и материальных возможностей, как сейчас. В 2007 году моим главным желанием было записать такую музыку, которая нравится мне самому, как бы в противовес тому, что я сочинял для других артистов. Поэтому я старался максимально все сделать сам. Я не только записал практически все партии, но и нарисовал обложку альбома. Было всего пару приглашенных музыкантов. В частности, в "If time has gone" все бэк-вокалы спела Джамала. Так мы, кстати, с ней и познакомились.
Вы учились где-то петь?
Певцом меня еще никто не называл. Моя вокальная манера - это, скорее, дань традициям диско и фанка 1970-х годов. В то время многие ведущие исполнители пели фальцетом. Это стало одним из характерных элементов и в моей манере.
В одном из своих интервью вы сказали, что лирика - не ваш сильный конек. Кто помогает вам с текстами?
Я всегда работал с авторами, которые помогали мне с текстами или писали их полностью. Для первого альбома это делал Сергей Козин, в последующих двух - голливудский режиссер и сонграйтер Чарли Стэдлер, а для композиций альбома "Sale" лирику писала Ната Жижченко (Onuka). Написание текстов - это та область, в которой мне тяжелее всего себя проявить.
Фото: "Как правило, музыка, над которой работаю, постоянно звучит в моей голове"
Я с детства слушаю англоязычную музыку и привык воспринимать вокал как еще один инструмент в аранжировке музыкальной композиции. Взять, к примеру, Майкла Джексона: я долгие годы даже приблизительно не понимал, о чем он поет. Я легко абстрагируюсь от смысла текста, мне достаточно красоты мелодии и аранжировки.
Вы всегда хотели заниматься музыкой?
В детстве я любил футбол и мечтал о профессиональной карьере, пока мой друг, который в итоге стал футболистом, в возрасте 10 лет не сообщил мне, что я опоздал с записью в спортивную школу. До 17-18 лет я был обычным подростком, пока у меня вместе с друзьями не появилось общее хобби - ди-джеинг. Вот тогда и начался мой путь от пластинок к компьютеру и музыкальным программам. Потом был переезд в Киев и работа в рекламном продакшне, после чего я со своего пути больше не сворачивал.
Вы могли бы пофантазировать и представить, кем бы были известные артисты - Иван Дорн, Джамала, Onuka, - если бы не ваше участие, как саунд-продюсера?
Иван Дорн и Джамала - сами по себе очень сильные творческие единицы. Джамала в альбоме "Подих", можно сказать, сама выступила саунд-продюсером. Собрав вокруг себя интересную компанию профессионалов, в частности и меня для нескольких песен, она сделала очень крутую пластинку.
У Ивана есть "дорнобанда", состоящая из крепких в музыкальном смысле парней. Его материал был полностью готовым, я занимался лишь оформлением, стайлингом, сведением треков, мастерингом - просто довел все до состояния, приближенного к идеалу.
С проектом Onuka другая ситуация. Тут мы действительно вместе с Натой все придумывали с нуля. Я вовсе не диктатор и не определяю для каждого артиста, как он должен звучать или какую музыку писать. Для меня большую роль играют взаимопонимание. Как вы правильно заметили, я в последнее время много работаю с молодыми и очень талантливыми музыкантами. Мы доверяем друг другу: они моему опыту, а я их таланту. Все происходит легко и непринужденно. Я бы не хотел в этом смысле акцентировать внимание на своей скромной персоне.
Что вас вдохновляет?
Интересные музыкальные события в моей жизни, такие как концерт Everything Everyhing, после которого я приехал домой и понял, что не могу уснуть из-за переполняющих меня эмоций. Меня вдохновляют путешествия, спонтанные поступки, содержащие элемент сюрприза для меня самого. Недавно мы с Натой совершенно неожиданно для себя полетели в Амстердам, например. Вдохновляет время, проведенное в кругу своих близких и друзей.
А бывает, что вас неожиданно посещает муза и вам необходимо срочно сесть и записать новую композицию?
Как правило, музыка, над которой работаю, постоянно звучит в моей голове, но бывает, что идея приходит спонтанно. Я доверяю своей интуиции и зачастую такие первые мимолетные решения действительно становятся основой для хорошей композиции. Даже в конце тяжелого трудового дня в момент крайней усталости, если меня посещает муза, я обязательно уделю внимание творчеству.
Какие чувства и эмоции должна пробуждать в людях ваша музыка?
В целом, мои песни и альбомы должны заряжать оптимизмом, ведь фанк - веселый стиль! Но у меня есть композиции, в которых я поднимаю серьезные вопросы. Например, в песне "Stop!" я пою о проблемах экологии, в частности, о глобальном потеплении. Серьезной является и "Safe connection", которая была написана во время сотрудничества с фондом "АнтиСПИД". В новом альбоме есть композиция "Networked Life", посвященная жизни в социальных сетях, где я рассуждаю о том, сколько это отнимает времени и как выглядит со стороны.
Вам нравится выступать перед публикой?
Безумно! Процесс записи и выступление дарит совершенно разные по силе эмоции. Во время концерта, особенно когда идет обмен энергией со зрителями, чувствуешь что-то неописуемое. Это вообще не похоже на ощущения даже от самой удачной работы в студии. Это настоящая эйфория!
У вас есть какая-то глобальная цель в музыкальном плане?
Я хочу, чтобы украинская музыка, и моя музыка в частности, становилась все более популярной за пределами нашей страны - и привлекала к стране дополнительное внимание. Да, можно сказать, что новости об Украине в последние годы и так не покидают мировые СМИ, но в печальном контексте.
Фото: "Проект существует уже семь лет, и я считаю, что в определенном смысле это уже успех"
Тем не менее, эти непростые времена в нашей стране так или иначе поспособствовали развитию музыкальной сферы, пробудили креативные силы. Молодежь активно стремится реализовывать себя - и это прекрасно. Я бы хотел, чтобы эта тенденция сохранилась, и со своей стороны буду поддерживать ее всеми силами. Не сомневаюсь, что когда для нашей страны наступят более благоприятные времена, наши исполнители и индустрия в целом будут на качественно другом уровне.
The Maneken можно назвать коммерчески успешным проектом? Насколько это вообще важно для музыканта?
Проект существует уже семь лет, и я считаю, что, в определенном смысле, это уже успех. Особенно если учитывать, что мы начинали в 2008 году, когда музыку на английском в нашей стране никто всерьез не воспринимал. Я могу сказать, что для проекта, который нельзя отнести к категории "поп", мы заработали очень много, правда, очень много и потратили на его функционирование. Вряд ли можно сравнить успех The Maneken с успехом таких артистов, как Тина Кароль, например. Но мне достаточно того, что у меня есть возможность продолжать заниматься любимым делом.
Как вы считаете, чего вообще не хватает украинской музыке?
Если говорить о новой украинской волне, то хотелось, чтобы это явление стало массовым. Также хочется большей общности в артистической среде, общей среды без разделения на стили. Я считаю, что нам нужно общаться и поддерживать друг друга, а не держаться особняком. Сейчас как раз растет поколение молодых музыкантов, которые впоследствии, я надеюсь, представят музыкальную Украину, как новое явление на мировой сцене.
Какие у вас музыкальные предпочтения?
Мне нравятся электроника, фанк, соул, рок-музыка. Постоянно отслеживаю музыкальные новинки. Я подписан на несколько пабликов "ВКонтакте", где регулярно выкладывают различную музыку моих любимых жанров и я, как ди-джей, перескакиваю между треками и слушаю их порционно. Из последнего прослушанного впечатлил альбом американской группы MUTEMATH, поклонником которой я являюсь.
Хотели бы поэкспериментировать с другими музыкальными жанрами?
Интересно поработать с акустическими инструментами и сделать unplugged. Кстати, в интернете можно найти кавер-версии нескольких песен, которые мы с Натой записывали, просто сидя у себя на кухне. Я в этом плане открыт к любым экспериментам.
К слову о вашем союзе с Натой, насколько тяжело или легко двум творческим людям сосуществовать вместе?
Нам очень легко - мы не только любим друг друга, но и дополняем. Когда два человека смотрят в одну сторону и занимаются любимым делом, отпадают все нюансы и вопросы. Мы идеально друг друга знаем, прекрасно понимаем, чем каждый из нас занимается и для чего. Иногда предметом споров могут стать творческие моменты, но мы с уважением принимаем аргументы друг друга и движемся дальше.
Чем увлекаетесь кроме музыки?
Мы сейчас с вами сидим в зале, где выставлена целая коллекция старых отечественных фотоаппаратов (ред. кафе "Хармс") - это как раз одно из последних моих хобби. Я увлекся фотографией и мне как раз интересна советская оптика. В клипе "Місто" Onuka я принял участие, не только как режиссер и арт-директор, но и самостоятельно сконструировал оптическую схему и выступил в качестве видео-оператора. Кино и фотография - это то, что меня сейчас интересует. В последнее время музыкальные и визуальные элементы в творчестве многих артистов становятся единым целым. Также люблю поиграть в футбол и в другие командные виды спорта.
С какими известными музыкантами или группами вы хотели бы поработать?
Безусловно, это люди с мировым именем, на опыт и талант которых я равняюсь - Марк Ронсон, Beck, Daft Punk. Ронсон и Beck еще и замечательные продюсеры с потрясающими талантами и опытом. Мне было бы очень интересно посотрудничать или хотя бы просто пообщаться с ними.
Вы упоминали, что самокритичны. Как вы воспринимаете чужую критику?
Легко. Если это авторитетный для меня человек, то легко, потому что его мнение я уважаю. Если не авторитетный - то тем более легко, потому что я не придаю такой критике особого значения. В целом, мне интересно слушать мнения других людей. Это помогает мне понять, как слушатели воспринимают мою музыку.
Вы один из немногих украинских музыкантов, чьи альбомы продавались за пределами Украины. Расскажите, как это произошло?
Еще в процессе создания своего первого альбома в 2008 году я подписал контракт с французским лейблом Somekind Records, и вскоре пластинка "First Look" начала продаваться в одном из самых больших музыкальных магазинов мира - Virgin Megastore, в том числе и в Японии.
Фото: "Я уверен, совсем скоро украинские музыканты станут частью мировой сцены. У нас есть для этого большой потенциал"
Сегодня дистрибьюция компакт-дисков уже не имеет такого большого значения, Интернет окончательно стер границы между странами. На нынешнем этапе наши исполнители делают первые шаги в сторону зарубежного рынка, но эти шаги твердые и уверенные. Я уверен, совсем скоро украинские музыканты станут частью мировой сцены. У нас есть для этого большой потенциал.
Что скажете напоследок нашим читателям?
Хотел бы подчеркнуть еще раз, что 8 декабря в iTunes появилась первая часть моего нового альбома "Sale 30%". А в 2016 году году всех слушателей ждет новый материал. Я надеюсь, что мы сделаем тур по Украине. Обязательно будут и новые видео-работы, да и вообще, будет много чего нового! Так что, оставайтесь с нами и не переключайтесь.