Борьба за Почайну: как активисты вернули на карты Киева летописную реку
Легендарный водоем, считавшийся навсегда потерянным, удалось вернуть киевлянам вопреки варварским планам столичной власти и застройщиков. Но бой не закончен
О существовании этой важной в историческом контексте речки киевляне забыли на несколько десятилетий. Долгое время Почайну считали утраченным водоемом, о котором остались одни лишь воспоминания в летописях. Даже некоторые историки не догадывались, что существующая сегодня система озер Опечень и вытекающая из них маленькая речка – и есть та самая легендарная Почайна. Вернее, то, что от нее осталось за долгие годы вмешательства человека в естественный ландшафт Киева.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. В прошлом году столичная активистка Аннабелла Морина заинтересовалась историей возникновения системы живописных озер на Оболони. Как выяснилось, столичная власть планирует застроить историческую местность, закатав в бетон и асфальт остатки все еще живой Почайны.
Древних киевлян крестили не в Днепре, а в Почайне
Фото: Одна группа историков считает, что древних киевлян крестили в спокойных водах Почайны, а не в бурных потоках Днепра
Еще со школьной скамьи многим запомнилось, что именно в Днепре князь Владимир Святославич в 988 году совершил первый обряд крещения жителей древнего Киева. Этот момент и стал точкой отсчета официальной истории православной церкви на территории Киевской Руси.
Однако историки, "присмотревшиеся" к вышеупомянутому событию детальнее, пришли к выводу, что точным местом крещения Руси является все-таки летописная река Почайна. То есть именно этот приток Днепра и дал начало распространению христианства на наших землях.
В пользу версии о крещении киевлян в Днепре говорит большое количество упоминаний в летописях и других древних исторических документах. В частности, об этом речь идет в старейшей из доступных летописей – Лаврентьевской. Но, интересно, что факт крещения киевлян в Почайне упомянут в некоторых учебниках советского периода.
Кроме того, активисты и исследователи истории украинской столицы обращают внимание на то, что с логистической точки зрения жителям древнего Киева было бы удобнее креститься именно в Почайне.
Фото: Река Почайна на карте Киева 1931 года
Известный киевский историк XIX века Николай Закревский неоднократно подчеркивал в своих работах, что Почайна для древних киевлян значила даже больше, чем Днепр. В этом есть логика, говорит Анабелла Морина, ведь большая часть населения и основная инфраструктура города в то время сосредотачивались на Подоле. Этот район и омывала Почайна, протекавшая рядом со Старокиевской горой (Верхний город). Киевлянам было намного проще прийти к ближайшей реке, чем пробираться сквозь заросли к Днепру, склоны которого тогда были почти безлюдны.
Известно также, что после XII века именно в киевском Иорданском озере (оно же озеро Чернечь, по одной из версий - исток Почайны), духовенство из близлежащих монастырей начало проводить Великое освящение воды в Праздник Богоявления (Крещения).
Ежегодно 6 (19) января к озеру совершали крестный ход (другое название – "хода на Иордан"). Логично было бы предположить, что не зря именно это озеро назвали Иорданским – в честь реки Иордан, водами которой окрестили Иисуса. При этом саму реку в XIX веке тоже называли Иорданской. Это говорит о том, что Почайна и серия прилегающих к ней озер имела для древних киевлян важное значение.
Откуда ты, Почайна?
Фото: Почайна - между озером Иорданским и заливом Днепра Волкувата
Почайна – окутанная загадками находка для историков, которая по сей день нуждается в детальном исследовании.
Так, остается открытым вопрос о том, где именно находился исток Почайны.
Одна версия гласит, что река вытекала из Иорданского (и соединенного с ним Кирилловского) озера. На составленной в 1695 году полковником Киевского гарнизона Ушаковым карте указано, что в озеро Долгое (Кирилловское) впадает река Сырец, а вытекает речка Почайна.
Вторая группа исследователей считает истоком Почайны болота в районе озера Редькино ("в народе" – Министерка).
Есть и третья версия – истока в привычном понимании у летописной реки не было. Возможно, Почайна была старицей Днепра (старым руслом), его протокой (рукавом), который начинался от основного русла между Вышгородом и устьем Десны.
Быть может, верны несколько вариантов, что предполагает многоэтапность существования древней речки.
Фото: Табличка в переходе возле колонны Магдебурского права (go2lavka.com)
К слову, некоторые факты указывают также на "независимость" Почайны от Днепра.
"Основные водяные притоки Почайны шли с материка – с запада, а не с востока, где протекает Днепр. Это летописная речушка Водица, считавшаяся первым правым притоком Почайны. Это Мушинка, Коноплянка, Куриный Брод, Западинка, Сырец. Кстати, на карте 1695 года, подготовленной подполковником Ушаковым по заказу Петра I, видно, как Сырец впадает в озеро Долгое (Кирилловское), с которым была соединена Почайна", - рассказывает активистка, исследователь истории древней реки Аннабелла Морина.
По ее словам, в Днепр Почайна впадала в районе урочища Крещатик - местности в окрестностях нынешней колонны Магдебурского права. К слову, в подземном переходе рядом с колонной до сих пор можно увидеть памятную табличку со словами: "Здесь в 988 году в слиянии волн Днепра и Почайны Крестилась Русь".
Исследовательница подчеркивает, что эта надпись – плод своеобразного компромисса историков, которые так и не могут решить, состоялось первое крещение древних киевлян в Днепре, или все же в Почайне. В этом контексте Аннабелла Морина просит обратить внимание на достаточно быстрое течение речки Днепр, способное значительно осложнить процедуру крещения стариков и детей. Спокойные воды Почайны для этих целей подходили намного лучше.
Река Почайна – наш ответ древнегреческому Стиксу
Фото: Фольклористы и исследователи сказок считают, что прототипом сказочной реки Смородины могла послужить Почайна (web-kapiche.ru)
Фольклористы отожествляют Почайну со сказочной рекой Смородиной (другие названия – Пучай, Огненная река, Почев-река).
В старинной сказке "Добрыня и Змей" речка Смородина ("саморождающаяся" река) отделяет мир живых от мира мертвых. Это святое место, где Добрыня Никитич убивает Змея-Горыныча. Исследователи сказок рассматривают вышеупомянутую историю как победу христианства над язычеством.
Аннабелла Морина поясняет, что до крещения древних славян на Почайне, "на болонье", находилось капище бога Волоса (Велеса), который изображался в виде змея. Он считался покровителем поэтов, волхвов, торговцев и был одним из центральных божеств в славянской мифологии. Купаться в этой местности людям запрещалось, так как она была посвящена важному божеству.
"Слово "Почайна" имеет в своей основе корни, так скажем, дославянских, пра-пра языков. Означает оно "ковш" - некую емкость со священной влагой-водой. Это было действительно сакральное место в жизни наших предков", - говорит Анабелла.
Во время крещения Киевской Руси князь Владимир приказал низвергнуть языческих идолов в Киеве. Благодаря летописям стало известно, что в Новгороде вопросом занимался начальник его дружины, дядя князя – воевода Добрыня. Логично предположить, что и в Киеве подобное поручение было дано именно ему. Добрыня получил задание: идти на "болонье", где нужно было сбросить Волоса в Почайну.
Фото: Упоминание реки Почайны как места крещения древних киевлян, Львовская летопись ( летописный памятник первой половины XVII века)
По словам исследовательницы, именно этот исторический сюжет можно проследить в древнеславянской сказке, где Добрыня Никитич, прототипом которого является воевода Добрыня, убивает Змея-Горыныча – змеевидного идола Волоса. В сказании также говорится, что купаться в "огненной речке" нельзя, так как это грозит смертью. Добрыня Никитич нарушает запрет и купается в Смородине, вызвав тем самым гнев Змея.
Кстати, перейти Смородину можно было по Калиновому мосту (докрасна раскаленному), соединявшему мир живых и мертвых, как древнегреческая речка Стикс.
Все это в очередной раз говорит о том, что Почайна для наших предков была очень важна. Поэтому весьма символично, что обряд крещения проходил в реке, где до этого запрещалось купаться. Можно предположить, такое крещение в Почайне представляло собой некую "проверку на верность и силу духа" - людям необходимо было отречься от прежних верований и быть достаточно смелыми, чтобы нарушить вековые запреты.
Оболонь – "мать городов русских"
Фото: Археологи Шовкопляс: Иван Гаврилович и Анна Михайловна (рядом) на раскопках (ru.wikipedia.org)
По данным Анабеллы Мориной, местность вокруг Почайны и близлежащие озера представляет собой не только культурную, но и важную историческую ценность.
В 1965 – 1974 годах перед началом гидронамывных работ для строительства массива Оболонь на берегах Почайны украинские археологи провели раскопки, проходившие под руководством сотрудника Национального музея истории Украины, ученого-археолога Анны Шовкопляс и ее мужа – профессора Ивана Шовкопляса.
Археологи спешили разведать историческую местность до того, как ее засыпят песком и застроят многоэтажными домами. Как оказалось, не зря. Во время раскопок ученые обнаружили древние поселения, свидетельствующие о заселении долины Почайны за тысячи лет до нашей эры.
При этом самое большое из поселений существовало на берегу реки со II по VI век нашей эры. Археологи подчеркивали уникальность находки: жилища в поселении располагались вдоль трех вытянутых овалов-пустот. Всего во время раскопок было обнаружено 66 древних жилищ и сотни различных предметов. Среди них – древние артефакты, относящиеся к поздней трипольской археологической культуре, а также к культурам, которые считаются древнеславянскими: зарубинецкой, позднезарубинецкой, пражской.
Фото: На раскопках у Почайны. Археологи Шовкопляс: Анна Михайловна и Иван Гаврилович (по центру), в окружении школьников и студентов, участвовавших в раскопках (ru.wikipedia.org)
"Иначе говоря, в долине Почайны на небольшом возвышении, на протяжении восьми веков постоянно располагалось древнее уникальное поселение, в котором наблюдается преемственность древнеславянских культур. За это время пять-шесть раз разливался Днепр, разливалась Почайна и затапливала его. Но люди не уходили надолго, а возвращались и вновь ставили свои дома чуть ли ни стеночка к стеночке вдоль берегов, скорее всего, трех малых озер-стариц", - говорит Аннабелла.
Понимая важное значение исторической находки для истории Украины, археологи стремились его сохранить, создав подземный музей, который не помешал бы строительству нового района Оболонь. Их поддерживали в этом многие влюбленные в Киев археологи, историки, краеведы, общественные деятели, архитекторы. В том числе, заслуженные архитекторы Украины: "создатель" Оболони Юрий Паскевич и Олесь Силин, собравший в 1972 году в защиту найденного поселения делегацию общественных деятелей.
Кстати, в состав делегации входил украинский поэт Иван Драч, написавший стихотворение о том, что в древности в районе современной Оболони еще до основания Киева жили наши предки.
"Хмар – оболокiв бiлi конi
Стоять вгорi на Оболонi
И видно їм, як на долонi
Вiки.
На Оболонi, в самiм лонi,
Ширяють крани буйнотоннi
И ловлять ночами в долонi
Зiрки.
На Оболонi дух машини.
З долини вiє дух ожини,
И все натужиться, пружинить,
Бо час такий!
Зросли ж тут руси в завiрюсi,
Чужiй не пiддались спокусi,
Випростувались тут на лузi
Колись!
Прогупотiли лiт буй тури.
З лози i глини впали мури.
Зарубiнецької культури
Пропав мотив..." (Иван Драч. 1972)
Сейчас на месте найденных древних жилищ расположен стадион столичной гимназии №143, где учатся дети известных политических деятелей.
Информация об уникальном поселении так и осталась в научных архивах. Бесценные находки не смогли остановить строительство. После гидронамыва песка (5 метров) началось масштабное возведение Оболони.
Возможно, советской власти было невыгодно предавать огласке результат роботы украинских археологов, которые поплатились за это своей карьерой. Археологических раскопок в этой местности больше не проводилось.
Зато уже в наши дни исследования удалось продолжить. В 2004 году чуть севернее большого древнеславянского поселения – у истока Почайны между озерами Редькино (Министерка), Луковое и Белое - научным сотрудником Института археологии НАН Украины Виталием Козюбой было обнаружено еще одно древнеславянское поселение III - V века нашей эры.
Свято место пусто не бывает
Фото: Фрагмент карты-плана города Киева (1695), составленной подполковником Ушаковым по распоряжению Петра I. Здесь видна "Почаевская коса"
Судя по картам и историческим документам, вплоть до XIX, а то и XX века Почайна была большим водоемом.
В районе урочища Крещатик река была отделена от Днепра длинной косой, которая служила продолжением Рыбальского острова. К слову, историк Максим Берлинский отмечал, что где-то в верховье Почайны находилась древняя гавань, которую сейчас принято называть пристань Притыка. Считается, что именно в этом месте византийские посланцы ожидали ответные дары княгини Ольги после ее визита в Константинополь.
Таким образом, историки сходятся на том, что Почайна в "рассвете своих сил" была достаточно полноводной, чтобы служить древней гаванью. Одна проблема – чтобы попасть в эту гавань, кораблям необходимо было оплывать песчаную косу.
Фото: Река Почайна на плане Киева 1855 года
В 1712 году эта проблема была решена – в песчаной косе прорыли канал, который упрощал доступ судов к гавани. В период с 1712-го по 1740 годы остаток косы замывался. Однако даже сейчас, стоя посредине Пешеходного моста на Труханов остров, можно отметить, что суда в этой части Днепра избегают довольно мелкого центра реки.
В 1897 – 1899 годах гавань расширили для Киевского речного порта. В 1930-х годах процесс "обезличивания" Почайны продолжился. Тогда началось строительство Северного железнодорожного полукольца, отрезавшего старинную речку от гавани. Таким образом, Почайна лишилась своей романтической, окутанной легендами исторической части.
В 70-х годах прошлого века, с началом активного строительства жилого массива Оболонь, судьба Почайны зашла в тупик неопределенности. Еще в 1967 году киевский краевед Николай Шарлемань выступил с призывом "Сохраним Почайну!". Вызвав общественный резонанс, Шарлемань и другие неравнодушные киевляне получили от столичной власти официальный ответ относительно текущего состояния реки. Выяснилось, что летописный водоем упорно продолжает существовать. Кроме того, после строительства железнодорожной дамбы рядом с ней речка расширилась, образовав озеро Опечень.
Фото: Река Почайна на карте 1896 года
Пообещав обустроить рекреационную зону, городская администрация засыпала большую часть озера Опечень и верхнюю часть русла реки. Почайна превратилась в систему озер, связанных между собой системой подземных коллекторов, а также речку, вытекающую из самого южного озера в районе Московского проспекта и текущую до днепровского залива Волковата. Все озера получили статус "технических водоемов". При этом Аннабелла Морина отмечает, что такой статус не предусмотрен действующим законодательством, запутывает киевлян и позволяет недобросовестным предпринимателям и чиновникам постепенно засыпать ради строительства живописные озера и реки.
"В водном Водном Кодексе нет понятия "технических водоемов", но есть понятие "технологических", к которым относятся искусственные, например, пожарные водоемы, заводские отстойники. Почайна, как и большинство киевских рек, видоизмененных человеком, превращенных в дренажные системы для слива ливневой канализации – все же не искусственный, а природный водоем. И отношение к ней и другим речкам должно быть соответствующее", - подчеркивает исследователь.
Возвращение легенды
Фото: Река Почайна сегодня (Facebook/pochayna.ukr)
Киевским застройщикам выгодно утверждать, что Почайны уже давно нет. Детальный план развития территории, который активисты называют просто ДПТ "Петровка-Оболонь", предполагает застройку исторической местности. Остатки летописной реки хотят похоронить в трубах, проложив по ней дорогу.
"Об этом факте я узнала случайно, и хорошо, что он стал известен сейчас, а не год назад, когда о Почайне в доступных источниках были крохи информации. В основном писали, что она давно умерла, а некоторые любители городского фольклора рассказывали байки, что она, дескать, течет в трубах где-то под Подолом, видимо, ориентируясь на расположение улицы Почайнинская. Хотя это, конечно, не так. Просто эта улица шла параллельно реке, частью которой есть нынешняя Киевская гавань. Поэтому первое, что я решила сделать, восстанавливая память о реке, – это заполнить страничку о Почайне в свободной энциклопедии "Википедии", чтобы у каждого был доступ к информации, подкрепленной реальными историческими документами и картами", - объясняет Аннабелла Морина.
А прошлой осенью друзья пригласили исследовательницу на один из семинаров Департамента градостроительства архитектуры КГГА, где она и узнала о планах столичной власти проложить по естественному руслу Почайны дорогу.
"Благодаря Почайне мы обратили внимание на процесс разработки и принятия ДПТ "Петровка –Оболонь", узнали, что документ фальсифицировался, в него незаконно добавляли дополнительные территории под строительство частных домов в рекреационной зоне. Добились того, что власть отменила это", - рассказывает Аннабелла.
Фото: Система Опечень-Волковата сейчас (Почайна)
Но главное – пришлось побороться и за речку. Разработчики ДПТ предполагали значительно уменьшить ее водную поверхность, загнать в трубы и под дорогу, сократить прибрежно-защитные полосы.
Засыпать акваторию вообще нельзя, а для изменения прибрежно-защитных полос существует определенная законная процедура, предполагающая получение разрешений в органах Минприроды, Госводагентства и других инстанциях. Этого сделано не было. И активисты заставили власть их услышать.
В апреле этого года речку Почайну официально удалось вернуть к жизни. Название водоема (с привязкой к местности) было внесено в реестр адресов, улиц и других поименованных объектов городр Киев. Сейчас идет процесс внесения названия на карты, в том числе картографические ресурсы Google, Яндекс.
Первый важный этап пройдет. Однако небезразличные к вопросу киевляне требуют также официально переименовать шесть остальных озер системы Опечень (одно из производных малоизвестных названий той же Почайны) в систему Почайны, создав таким образом единый водный объект – цепь озер и вытекающую их них речку.
КГГА обещает: Почайна будет жить!
Фото: Наложение карты 1897 года на современную гугл основу
Оглядываясь на уже пройденный путь, Аннабелла Морина уверена, что никакой дороги на месте вновь вернувшейся к нам Почайны не будет и быть не может.
"За прошедший месяц, кажется, все депутаты Киевсовета узнали, что у нас есть река Почайна, а мы не должны стать тем поколением, которое окончательно добьет эту летописную речку. Наоборот, мы можем сохранить и хоть в какой-то степени возродить то, что нам досталось. Поэтому сейчас будем добиваться, чтобы землям вдоль русла реки – озер, а также землям, на располагались древние поселения на берегах, присвоили статус исторического культурного ландшафта долины летописной речки Почайна. Это, кстати, станет еще одним ограничением для застройщиков, живущих одним днем, не думающих ни о прошлом, ни о будущем Киева. Ведь те ресурсы, которые у нас есть, можно использовать намного умнее, планируя на длительный срок. Нам всем жить в этом городе", - говорит Аннабелла Морина.