Дороги в Киеве в основном плохого качества, рассказывает инженер-технолог в интервью для Styler
Качество дорог в Киеве и во всей Украине - один из наиболее болезненных вопросов, который волнует жителей практически всех городов страны.
Сейчас ремонт и строительство новых дорог в Киеве проводят с учетом нагрузки на эти дороги, а темпы восстановления дорог, начиная с позапрошлого года, постоянно растут. Об этом в эфире телеканала Киев заявил Сергей Головченко, заместитель гендиректора КК "Киевавтодор".
По его словам, на данный момент реконструкция и капитальное строительство дорог проектируется уже с учетом большей автомобильной нагрузки, чем это было в 1970-80 годах, когда строились большинство дорог в Киеве.
"Но летом, когда температура воздуха достигает 30°С, все равно, какая бы не была дорога, грузовик будет ее разрушать", - заявил представитель "Киевавтодора".
“Настораживает тезис “все равно, какая бы не была дорога”. При +30°С нормальная дорога (а не все равно какая бы не была) разрушаться не будет. Это нормальная температура летом для нашей страны”, - комментирует мнение чиновника инженер-технолог Ярослава Осадчук.
С начала 2018 года коммунальная корпорация “Киевавтодор” объявила о проведении 7 тендеров для отбора подрядных организаций на масштабный ремонт дорог на общую сумму в 1,34 млрд гривен, сообщает UBR.
Фото: Участки киевских дорог, на которых запланирован капитальный ремонт в 2018 году (UBR)
Многие киевляне действительно заметили, что в Киеве за последние годы проложили гораздо больше дорог, чем раньше. Но в то же время даже новые дороги достаточно быстро портятся, да и кладут их далеко не всегда правильно.
В то же время в КГГА говорят, что большинство дорог, которые прокладывают в Киеве последние два года, имеют гарантию не менее 5 лет. Так ли это – мы решили узнать у инженера-технолога Ярославы Осадчук. Она дала свою оценку качеству дорожного покрытия в Киеве.
"Проверить, действительно ли новые дороги в Киеве имеют 5-летнюю гарантию, мы сможем только через пять лет - говорит она. - В целом дорожное покрытие – это укрепленные верхние слои дорожного полотна, которые воспринимают нагрузку от транспортных средств. Дороги в Киеве откровенно плохие. Особенно поражают количеством и многообразием продольные раскрытые трещины и так называемые "волны".
Комментируя качество дорог, она констатирует: из-за проседания грунта часто деформируется дорожное покрытие. Так и появляются “волны” и поперечные раскрытые трещины.
Представители "Киевавтодора" уверяют, что вместо ямочного ремонта в столице стали делать текущий средний ремонт дорог. Но инженер подчеркивает: текущий средний ремонт – это, другими словами, тот самый "ямочный" ремонт, поэтому смена названия ремонта в данном случае не повлияет на качество дорог.
"В текущем среднем ремонте старой разрушенной дороги вообще нет смысла, так как такие участки нуждаются в капитальном ремонте или полной реконструкции. Правильный подход к делу - это уже половина дела. В новостях нам сообщают, что в Киеве проходит капитальный ремонт, а в итоге видим совсем иной результат, и ремонт отдельных участков - отнюдь не капитальный", - говорит Осадчук.
На вопрос о том, как не компетентному человеку отличить капитальный ремонт от реконструкции дороги, инженер отмечает: человек, который не имеет отношения к строительству дорог, и не должен разбираться в их качестве.
“Человек платит налог. Это и есть его вклад. Считаю, что каждый должен заниматься своим делом и разбираться в качестве дорог - это не задача всех киевлян, которые по этим дорогам ежедневно ездят или ходят, а задача органов, которые ответственны за прокладку и содержание этих дорог”, - говорит она.
В целом, капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ, при котором производится полное восстановление, повышение работоспособности дорожного покрытия, земляного полотна и дорожных сооружений, говорит инженер-технолог.
“При капитальном ремонте заменяют элементы конструкций на более надежные и долговечные. А реконструкция дороги - это полный комплекс строительных работ на существующей дороге, чтобы повысить ее транспортно-эксплуатационные показатели с последующим переводом дороги в целом или отдельных участков в высшую категорию. Это расширение дороги или ее участка, улучшение геометрических параметров дороги с учетом роста интенсивности движения, осевых нагрузок автомобилей (особенно грузовых) установленных для определенных категорий дорог, конечно, с учетом всех нормативных документов”, - объясняет специалист.
Инженер вспоминает один из случаев, когда она заметила явное нарушение при проведении ремонта дороги в киевском микрорайоне Виноградарь. Увидев, что на одном из участков дороги проходит ремонт, она решила присмотреться к процессу подробнее и сразу заметила, что работы проводятся с нарушениями.
“Эти ремонтные работы проводились по проспекту Георгия Гонгадзе вдоль остановок маршрутов 102, 26, 455, 465, 31. Я просто не смогла проехать мимо. Остановилась, посмотрела на процесс, сфотографировала. Дело в том, что ямочный ремонт дорог – это уже само по себе нарушение, не говоря о методах выполнения, отсутствии специальной техники. Не уверена и насчет качества той субстанции, которую работники засыпали лопатами в эти ямки”, - говорит она.
Что именно, по мнению инженера, было неправильным в процессе прокладывания этой дороги?
“Даже не при капитальном ремонте дорога должна разделяться на фрагменты, где выделяются наиболее опасные участки, которые демонтируют, а на их место кладут новое - уже укрепленное и надежное покрытие. Дорожные работы должны проводиться обязательно с привлечением спецтехники, а не ручной работы с лопатами работников ЖКХ. Я видела, как они поработали лопатами, присыпали песком и быстро перешли к другому участку. Но специальная техника должна пригрузить массу дорожную массу, даже если это совсем небольшой по размеру участок! Это очевидное нарушение норм! Я как инженер уверена: гарантия таком участке - максимум два месяца, после чего все вернется к предыдущему состоянию. То есть к ямам. И через два месяца возникнет необходимость вновь отправить людей для ремонта дороги, снова выделив на это средства”, - констатирует инженер.
Подобный ремонт, где бы его не проводили - это как устранение симптомов, а не лечение болезни, говорит она. И тем более, это противоречит тезису о том, что в Киеве отказались от ямочного ремонта. Это маскировка проблемы, а не ее ликвидация.
Специалист имеет в виду тезис главы Киевавтодора, сказанный более года назад (в феврале 2017 года - ред.) о том, что в Киеве планируют отказаться от ямочного ремонта.
"Сегодня вместо ямочного ремонта проводится текущий средний ремонт. Это ямочный ремонт на всю улицу одним покрытием”, - сказал тогда генеральный директор КК "Киевавтодор" Александр Густєлєв, о чем сообщала пресс-служба КГГА.
При этом он отметил, что большинство проблемных столичных дорог не ремонтировались 30 лет и более.
“Сегодня видим много справедливых нареканий на невозможность проехать по некоторым участкам киевских дорог. Но надо вспомнить, когда они в последний раз ремонтировались, как, например вул. Телиги, Воздухофлотский проспект, Кольцевая – эти дороги последний раз ремонтировались в 70-е годы", - сказал руководитель "Киевавтодора".
После обнародования данного заявления прошло более года, а ямочный ремонт, еще и вопреки нормам, до сих пор проводится в Киеве, подчеркивает Ярослава Осадчук.
Лучше всего использовать в качестве дорожного покрытия асфальтобетон, говорит Ярослава Осадчук. Этот материал более приспособлен для интенсивного потока транспорта. Кстати, ямы на ремонтируемом участке по проспекту Гонгадзе были непосредственно там, где находятся остановки общественного транспорта, добавляет она.
При этом в Украине есть все необходимые и в первую очередь качественные материалы для укладки дорог, добавляет специалист.
“С материалами для ремонта дорог в Украине нет никаких проблем. Проблема только в подходе к ремонту. Одними из лучших по качеству дорог считают автодороги в ОАЭ. Но при этом летом температура воздуха в этой стране может достигать выше +40 градусов, и это никак не влияет на снижение качества этих дорог”, - объясняет инженер.
Она добавляет: именно поэтому погодные условия, на которые ссылаются уполномоченные лица, тем более при украинском умеренном климате, не так уж сильно влияют на эксплуатационные характеристики правильно спроектированных и обустроенных дорог. Основной залог хорошей дороги - это ее долговечность.
“Конечно, погодные условия влияют, но не так сильно, как нам кажется. Главный враг дорожного покрытия - это колебания температур, постоянное замерзание/оттаивание. Если сравнить умеренный украинский климат и климат ОАЭ, США или Исландии (выше+40 и ниже-40), то мы просто не должны иметь проблем с качеством дорог”, - говорит Ярослава Осадчук.
Ямочный ремонт – это не выход, а временное прикрытие проблемы, говорит инженер. По словам инженера, ямочного ремонта в европейских странах она практически не видела.
“Встречала разве что небольшие заплатки в Польше. Но они сделаны так, что при любой скорости движения авто совсем не чувствуются. В прошлом году в Германии видела ремонт автобана. Это выглядело, знаете, как некое магическое действо: куча техники, все в фонарях, установлены предупредительные таблички, знаки, работа слаженная, как один механизм. “Перекуров” нет: работают все, как муравьи. А такой катастрофы, как у нас, не видела нигде. Говорят, такое же есть в России, но я там не была, поэтому не знаю”, - рассказывает инженер.
По ее словам, режим движения на проблемных участках обычно не равномерный, так как водителю приходится часто менять скоростной режим, тормозить, переключать передачи, что влияет на расход топлива, которое стоит недешево.
“И дело даже не в скоростном режиме и расходе топлива, а в безопасности движения. Я объясню теперь как водитель. Погодно климатические условия не длительного действия (осадки, гололед, дождь, туман) существенно ухудшают движение. Представьте, например, глубокую яму посреди дороги при гололедице на автомагистрали, где водители едут как минимум со скоростью сто километров в час, да еще и вечером. При этом, конечно, риск ДТП увеличивается. То есть водитель должен, кроме соблюдения правил дорожного движения, отвлекаться на дефекты дороги, объезжать выбоины. А отсутствие дорожной разметки и освещения иногда вообще дезориентирует, особенно в вечернее время”, - объясняет она.
Совокупность всех этих факторов приводит к тому, что скоростной режим надо постоянно менять. А это, конечно, увеличивает расход топлива:
“Отдельно приходится платить за ремонт авто. Посчитать текущий ремонт автомобиля из-за плохих дорог трудно: стоимость запчастей на различные марки и модели транспортных средств имеет широкий диапазон цен. В любом случае это будет недешево. Здесь прежде всего важна безопасность".
Инженер уверена: средств на укладку дорог можно потратить значительно меньше. При этом вполне возможно сделать это так, чтобы качество дорог не пострадало.
По мнению специалиста, для этого прежде всего нужно выбрать одного или двух лучших производителей дорожного покрытия, ответственных инженеров - проектировщиков, квалифицированные ремонтные бригады и обнародовать информацию о них.
“Ни одна уважающая себя организация не будет рисковать своей репутацией ради того, чтобы удешевить работы, заменить спроектированный качественный компонент на дешевенький аналог и сделать "абы как". И результат не заставит себя ждать! Алгоритм действия, который поможет сделать ремонт дорог качественным, может быть таким: предварительный анализ состояния дороги, привлечение квалифицированных специалистов на всех этапах работ, качественные материалы и ресурсы, соблюдения технологий, контроль качества на всех этапах работ. И, конечно, прозрачность при выделении средств на ремонт дорог”, - объясняет она.
Ранее журналисты Styler сравнили дороги Украины и Белоруссии.
Также опубликовано сравнение дорог и благоустройства Украины и Польши.