ua en ru

Квоты на украинские песни: решение языковой проблемы или "головная боль"?

Квоты на украинские песни: решение языковой проблемы или "головная боль"? Фото: Закон о квотах разделил представителей радио бизнеса на два лагеря (20khvylyn.com)

16 июня парламент принял закон о доле украиноязычных песен в радиоэфире. Styler решил разобраться, как нововведения отразятся на радиобизнесе и предпочтениях украинцев

Итак, закон о фиксированной доле украиноязычных песен в эфире отечественных телерадиоорганизаций принят. За скандальный ЗУ №3822-д "О внесении изменений в Закон Украины "О телевидении и радиовещании" проголосовали 268 депутатов, после чего он был направлен на подпись Петру Порошенко.

Новые правила, по мнению сторонников официального документа, дают зеленый свет исполнителям и музыкантам, пишущим песни на украинском языке. Под девизом "Музыка – это оружие" активисты и неравнодушные к острой теме музыканты пытались донести обществу вполне логичный месседж: культуру необходимо рассматривать как один из элементов национальной безопасности, а вопрос украинского языка вообще не должен вызывать столько разногласий.

Однако разногласия все же возникли.

Многих артистов и собственников радиокомпаний обеспокоил тот факт, что радиоэфир хотят наполнять по языковому принципу. Решение назвали "популистским" и ограничивающим права радиобизнеса. Заговорили даже об ограничении свободы слова в Украине.

Противники "закона о квотах" подчеркивали, что новые правила могут повлечь за собой закрытие целого ряда радиостанций (особенно "нишевых"). Кроме того, радийщики будут вынуждены пожертвовать качеством музыкального продукта, что приведет к снижению популярности радио в целом. А ведь сейчас ему и без того сложно конкурировать с музыкальными онлайн-ресурсами.

Если президент закон подпишет, уже осенью 2016 года не менее 25% песен, звучащих из радиоприемников украинцев, будут украиноязычными.

Вроде бы всем все ясно, но по факту многие вопросы остаются открытыми. Кто, как и насколько объективно будет контролировать выполнение новых правил? Что делать, к примеру, "танцевальным" радиостанциям, отдающим предпочтение музыке с минимальным количеством слов? Действительно ли "закон о квотах" простимулирует развитие украинского языка?

Styler попытался разобраться в запутанном "статусе квот". За ответами и советами мы обратились к директорам отечественных радиокомпаний, представителям государственных организаций и музыкальным продюсерам.

Закон о квотах: проценты и временные промежутки

Закон о квотах: проценты и временные промежутки

Фото: Теперь радийщикам придется выделять лучшее время украиноязычным песням (iseekmate.com)

Инициаторы законопроекта требуют, чтобы в радиоэфире звучало не менее 35% песен на украинском языке от общего количества композиций, распространяемых на протяжении суток. Однако рабочая группа, в состав которой вошли не только депутаты, но и представители радиобизнеса, договорились о постепенном введение квот. Поэтому осенью 2016 года радиослушателей ждет лишь 25% украиноязычного контента.

Стоит отметить, что песни на украинском языке должны звучать в прайм-тайм – с 7:00 до 14:00 и с 15:00 до 22:00. Таким образом, хитрость с прокруткой всех 25% украинских песен в непопулярное ночное время не "прокатит".

Интересно, что на данный момент в Украине действует другая норма, согласно которой в общем объеме вещания каждой телерадиоорганизации не менее 50% должен составлять национальный аудиовизуальный продукт. Другими словами, половина песен, вне зависимости от языка, должна быть написана украинскими артистами. Теперь же внимание заостряется именно на "языковом вопросе".

"Наша абсолютная инновация в квотах – это установление временных промежутков. Нигде в мире нет такого примера. Мы же не просто установили квоту, мы обязали радио с 7:00 до 14:00 и с 15:00 до 22:00 соблюдать ее наиболее строго. Я думаю, что эта мера еще покажет свою неэффективность. Создание радио – это такая же творческая робота, как создание музыки. Загоняя этот творческий процесс в жесткие рамки регулирования, можно убить его в принципе. К сожалению, в нашей стране, где все умеют заниматься политикой, ТВ и радио, уровень дискуссии о квотах и радио, по моему скромному мнению, был не всегда достаточно профессиональным", - делится своей точкой зрения исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей, глава "Радиокомитета" Екатерина Мясникова.

Закон о квотах: язык ведения радиопередач

Сроки внедрения нового закона о квотах

Фото: Закон о квотах затрагивает dопрос языка радиовещания (magnoliamedianetwork.com)

Не обошли стороной и язык радиовещания. Закон №3822-д предусматривает, что радиокомпании должны обеспечить не менее 60% суточного объема ведения программ, в том числе новостных и аналитических блоков, развлекательных передач (дикторами, ведущими) на государственном языке.

Закон о квотах: сроки внедрения

Радийщикам дадут время на постепенное внедрение новых нормативов. Закон №3822-д вступает в силу через четыре месяца со дня его опубликования. В течение первого года доля песен на государственном языке должна составлять не менее 25%, второго – 30%, третьего – 35%.

Что касается радиовещания на украинском языке, то ведущим придется перестраиваться по следующему принципу: в течение первого года с даты опубликования квота составит не менее 50%, второго – 55%, третьего – 60%.

"Поблажка" для нишевых радиостанций

Закон о квотах в вопросе нишевых радиостанций

Фото: "Неформатным" радиостанциям будет тяжело (skuki.net)

Отметим, что в новом законе также учли "особый статус" радиостанций с западной музыкой. Для них предусмотрена так называемая "пониженная квота" - 25%. Таким образом, телерадиоорганизации, которые в течение суток распространяют от 60% общего объема песен на официальных языках Евросоюза, должны обеспечивать не менее четверти песен на государственном языке. При этом "правило прайм-тайм" (с 7:00 до 14:00 и с 15:00 до 22:00) на них также распространяется.

Только вот о сроках внедрения новой квоты на украинскую музыку для таких радиостанций не подумали.

"Подводные камни есть, даже в вопросе тех же форматных станций. А именно – нет переходного периода для станций, которые вещают в первую очередь англоязычную музыку. К примеру, в формате lounge или dance. Таким радиостанциям нужно будет уже в октябре найти 25% украиноязычной музыки таких стилей. Это серьезный вызов. Но если вспомнить, что разговор о введении квот начинался с 37,5% для всех станций, и многие радийщики в ответ на это предложение говорили: "Мы встаем, уходим и делайте радио сами в этой стране", – то теперь можно со стопроцентной уверенность сказать, что в закон вошло компромиссное решение. Конечно, нужно очень внимательно следить за тем, как новое регулирование повлияет на радиоотрасль. Если мы увидим, что все-таки узкоформатные станции не справляются, возможно, нужно будет внести какие-то коррективы. Ведь отрицание форматности радио – это отрицание возможности радио в Украине развиваться. Это самая большая проблема и главная мысль, которую мы старались донести всем причастным к процессу разработки этого закона", - рассказывает Екатерина Мясникова.

Мысль главы "Радиокомитета" поддерживают и продюсеры.

"Негативная сторона закона – возможный отток радиослушателей и неблагоприятное влияние этого факта на радиобизнес. Но даже если будут какие-нибудь глобальные негативные последствия, то радиобизнес, я уверен, по примеру некоторых европейских стран, на высших уровнях пролоббирует и в результате сумеет упростить нормы закона", - говорит генеральный продюсер компании Secret Service Entertainment Agency Михаил Ясинский

Закон о квотах: "придираться" будут к песням

Закон о квотах на украиноязычную музыку

Фото: В Национальном совете по вопросам телевидения и радиовещания утверждают, что контролировать будут только песенный материал (pinterest.com)

По мнению экспертов, именно для нишевых радиостанций процесс внедрения квот будет особенно болезненным.

"Закон о квотах недалеко ушел от "языкового закона" и обязывает радиостанции транслировать украиноязычные песни. Причем абсолютно не важно, есть ли подобные треки в тех музыкальных направлениях, в которых работают радиостанции. Обязать станции играть ту музыку, которую хотят депутаты, легко, но только заставить слушателей слушать все это крайне тяжело. Ведь мы вынуждены будем отбирать музыку для эфира, руководствуясь не столько музыкальными и стилистическими критериями, сколько языковыми. Главное, чтобы текст был на украинском языке, а уже какого он качества и содержания - это не имеет значения. Боюсь, что в итоге мы не столько стимулируем музыкальную индустрию, сколько убиваем радийную. Я понимаю, что некоторые форматы радио будут вынуждены прекратить свое существование в нашей стране. К сожалению, я не знаю достаточного количества украиноязычного джаза. Да и, прямо говоря, танцевальной музыки на украинском языке не так и много. Да, украинские артисты и диджеи производят хорошие танцевальные треки, но украиноязычный текст в них практически не присутствует", - делится своими наблюдениями генеральный директор радиостанции KissFM Антон Цеслик.

В свою очередь, замглавы Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания Ульяна Фещук обращает особое внимание на то, что "закон о квотах" будет жестко регулировать только песенный контент. То есть те музыкальные произведения, которые содержат в себе слова.

"Закон №3822-д – это компромисс между всеми. В нем есть достаточно много послаблений. Хочу подчеркнуть, что квоты охватят только песенный материал. К танцевальной музыке это отношения не имеет", - объясняет Ульяна Фещук.

Только вот радийщики сетуют, что даже в танцевальной музыке часто звучат слова - повторяющиеся фразы и словосочетания. В таком случае музыкальный трек попадает под действие закона №3822-д.

Закон о квотах: штрафы и контроль за выполнением

За пренебрежение правилами радиокомпаниям-нарушителям придется платить штраф – 5% от общей суммы лицензионного сбора, выданной в соответствии с лицензией на вещание. Контролировать выполнение закона будет Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Замглавы Нацсовета Ульяна Фещук объяснила Styler, что за мониторинг радиоэфира будет отвечать специальное контрольно-аналитическое управление. Время от времени выборочно будет записываться эфир радиостанций без ведома их сотрудников. В управлении будут прослушивать музыкальный контент и проверять его на соответствие украинскому законодательству.

Закон о квотах: ждать ли новые музыкальные открытия?

Закон о квотах: ждать ли новые музыкальные открытия

Фото: Некоторые эксперты предрекают появление новых "звезд" на украинской сцене (inrock.ru)

В Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания уверены, что закон №3822-д поможет решить возникшую на отечественном музыкальном рынке несправедливость по отношению к украиноязычной песне. Замглавы Нацсовета Ульяна Фещук объясняет, что многие годы украинская песня оставалась в тени русскоязычных композиций. Теперь необходимо решать эту проблему - и "закон о квотах" в этом поможет.

"Понимаем, что некоторым радиокомпаниям придется поднапрячься, чтобы найти необходимый украиноязычный музыкальный контент. Но так нужно", - говорит Ульяна Фещук.

Музыкальный продюсер Виталий Пастух поддерживает данную точку зрения. Он утверждает, что неоднократно в своей профессиональной деятельности сталкивался с дискриминацией по отношению к украинским исполнителям.

"Сталкивался - и не раз. Я уже долгое время в шоу-бизнесе и начинал свою деятельность в начале 2000-х, когда "расцветали" русскоязычные радиостанции. Попасть украиноязычной песне в эфир, например, "Русского радио", было нереально. Более или менее прогрессивно вело себя "Наше радио". Конкуренция с русскоязычной продукцией всегда была безумная и не всегда справедливая. В наследство мы получили страну, где 70% считали себя чуть ли не русскими, говорили на русском (я не исключение). Сейчас ситуация постепенно меняется. К счастью! И этот закон уже не первый, который позволяет украиноязычной песне чувствовать себя комфортнее. Конечно, как человек творческой профессии я не люблю рамки и запреты. Но так сложилось в нашей стране, что мы находились в 90-летней языковой оккупации северным соседом. И уже как гражданин своей страны должен признать, что другого выбора, кроме как урегулировать языковую судьбу эфиров, у нас нет. Радио и ТВ – это пропагандисты. Соответственно, нужно пропагандировать собственные ценности, культуру и язык", - говорит Виталий Пастух.

Генеральный продюсер компании Secret Service Entertainment Agency Михаил Ясинский согласен с коллегой.

"Закон принят, и надо принять его правила игры - как продюсерам и артистам, так и радиобизнесу. Он несет в себе не только ограничения, но и возможности. Например, радиобоссы станут более активны в работе с продюсерами с целью открытия новых имен и участия в их промотировании, потому что аудитории нужны не просто хорошие песни, а хорошие песни в исполнении звезд. С другой стороны, они вправе требовать от продюсеров и артистов качественных треков. Уверен, что это расшевелит рынок и мы станем свидетелями интересных открытий в музыкальной индустрии Украины. Поэтому хороший момент в принятии закона - это возможное появление новых артистов и качественных песен на украинском языке, ведь плохие треки в эфир не будут брать – это точно", - объясняет Михаил Ясинский.

Закон о квотах

Фото: Радиослушатели боятся, что радийщики будут прокручивать старый материал, чтобы выполнить новые квоты на украинскую музыку (yuna.ua)

Однако не все эксперты считают, что "закон о квотах" позволит наполнить радиоэфир качественным украиноязычным контентом. Да, отвечая новой тенденции, отечественные исполнители наверняка не захотят отставать и будут активно записывать песни на украинском языке. Но вот насколько эта "музыкальная спешка" будет качественной и интересной украинскому слушателю – другой вопрос.

"Должно пройти время, чтобы нашей музыки стало чуть больше, она стала чуть интересней, многожанровей и разноплановей, и главное – чуть качественней. Для этого студии звукозаписи должны получать больше финансирования, композиторы снижать цены, поэты- песенники писать бесплатно, а музыканты отдавать себя в жертву. Тогда за какой-то год-пять все наладится. Да, должно пройти время. Единственное, что уже после Нового года, когда мы получим рейтинги, мы увидим, что слушаемость радио стала немного падать, и так с каждой волной. Все очень просто: пока пройдет это время становления количественной и качественной музыки на украинском языке, пока глобальный слушатель начнет правильно воспринимать родную песню и "качаться" вместе с ней, мы можем не уберечь целую медиа-отрасль", - делится своей точкой зрения программный директор "Радио Киев" Ольга Герасимчук.

"Сможет ли данный закон повлиять на появление большего количества украинского музыкального контента? Нет! Это закон не направлен на то, чтобы музыки стало больше, он направлен на то, чтобы в эфире был предоставлен больше, чем раньше, тот контент, который уже создан. А новый контент появится только тогда, когда будут стимулирующие нормы. Если государство действительно хочет, чтобы в мировой музыкальной среде украинская музыка составляла амбициозные 30%, или хотя бы ее хватало для заполнения внутренней национальной квоты, то нужно принимать закон о стимулировании музыкальной индустрии. Второй год, если не больше, идет обсуждение закона об авторском праве и смежных правах. Авторы, которые пишут песни, должны получать деньги, им нужно, как и всем нам, жить на доходы от своего труда. Артисты должны иметь возможность делать бизнес внутри страны. Пока таких ярких примеров, как "ОЕ", которым не нужны никакие квоты, которые собирают 85-тысячные аудитории на стадионах, действительно мало. Остальным нужна помощь. Мы не ставим вопрос о некачественном контенте, но говорим о том, что качественного недостаточно. Эту проблему каждый программный директор решает сам. И, к счастью, многие из них действительно хотят, чтобы украинский контент в их эфирах был конкурентным и выглядел достойно в сравнении с зарубежной музыкой. Пока, к сожалению, именно такой музыки во многих форматах недостаточно. Я не говорю, что у нас нет талантливых поэтов и композиторов. Они, безусловно, есть. Мы очень талантливая нация. Но качество песни во многом зависит и от аранжировки и от качества звукозаписи. А это уже вопрос не только таланта, но и наличия денег на студию и оплату работы нужных специалистов", - комментирует ситуацию директор Независимой ассоциации телерадиовещателей, глава "Радиокомитета" Екатерина Мясникова

Время гибкости, профессионализма и креатива

Закон о квотах - Время гибкости, профессионализма и креатива

Фото: Радиокомпания советуют набраться терпения (sdelanounas.ru)

Эксперты сходятся в одном – для радио бизнеса в частности и украинской музыки в целом настало время перемен. Радийщикам необходимо смириться с новыми условиями и найти для себя определенные выгоды от принятия нового "закона о квотах".

"Сам закон ничего не решит, но даст толчок для того, чтобы появилось больше качественного украиноязычного продукта. Начнется другая конкуренция. Не с низкопробной российской попсой, а с западными коллегами. Конечно, наши радиостанции начнут крутить, в первую очередь, известных артистов. Но молодежь уже давно наступает на пятки мэтрам. Радио слушать не перестанут, потому что другого у нас нет. Когда-то мы привыкали к украинскому дубляжу в кино. И привыкли. А ведь кричали, что перестанут ходить в кино. И к украиноязычному радио привыкнем. И претензий, поверьте, не будет", - говорит музыкальный продюсер Виталий Пастух.

В Независимой ассоциации телерадиовещателей советуют набраться сил и смелости, чтобы принимать порой неожиданные решения.

"Закон, безусловно, компромиссный. Это нечто среднее между тем, что действительно могло быть хорошим законом с точки зрения радиоиндустрии, и ожиданиями общественных активистов, некоторых депутатов и государственных деятелей. Если говорить о выигрышных решениях для радио, то, безусловно, нужно отметить факт, что все-таки предусмотрено специальное регулирование форматных станций, которое позволит им продолжать свою деятельность. Особенно это касается тех, чей эфир в основном базируется на западной музыке. Конечно, квоты будут проверкой креативности, профессионализма, того, насколько радио готово в новых условиях удержать ту связь со своей аудиторией, которая построена за прошедшие годы. Многое зависит от изобретательности программного директора, от его смелости и готовности принимать неожиданные решение. К примеру, программные директора объединения "Радиокомитет" сказали, что будет сложно, но они постараются справиться. Сейчас предстоит пять месяцев очень тяжелой работы – подготовки к этим нововведениям", - рассказывает глава "Радиокомитета" Екатерина Мясникова.

Продюсеры и программные директора радиостанций также оставляют место позитиву.

"Говорят, все радио станут одинаковыми. Не совсем. Все "радио-люди" знают своего слушателя, проводят исследования и разделяют условного Витю Павлика на разные жанры/ возрасты/ состояния/ версии (кстати, у Вити они есть). Проблема в том, что слушатель будет изменять Вите и ходить на сторону, например в интернет. Ведь любимой качественной музыки много, да и страна у нас многонациональная. Хотя лично я очень верю, что люди станут больше любить и слушать украинскую песню, не насильно. Кстати, на "Радио Киев" поют на украинском давно, и мы этим гордимся", - говорит программный директор Ольга Герасимчук.

"За десять лет работы вместе с командой мы пережили много изменений в правилах игры, в законах, в новых веяниях и при этом дальше продолжаем "зажигать" звезды, а также эффективно работать с топовыми артистами. Быть гибкими - это очень важное умение. А время покажет - станет эта законодательная инициатива удобрением или асфальтом. Главное, чтобы власть обратила свое внимание и на другие, как по мне, более важные вопросы индустрии - обеспечивала защиту авторских и смежных прав, предоставила льготы для организации гастрольной деятельности украинским артистам, финансировала фестивали", - делится опытом Михаил Ясинский.

"Жирную точку" в обсуждении вопросов, связанных с принятием нового закона №3822-д "О внесении изменений в Закон Украины "О телевидении и радиовещании", ставит Независимая ассоциация телерадиовещателей.

"Государственное стимулирование – это главный шаг, которого мы ждем. Если мы и в этом вопросе, как и во многих других, будем апеллировать к Европе, то давайте посмотрим, какие меры там доминируют: стимулирующие или ограничивающие? Да, у них тоже есть квоты, но давайте поговорим о такой программе, как Creative Europe, которая действует на уровне ЕС. Цель этого соглашения, к которому могут присоединяться страны-члены соглашения об ассоциации, – стимулировать культурное разнообразие в странах ЕС, в первую очередь, посредством медиа. Это многомиллиардная программа, которая выдает средства на производство кино, видео, аудиопродукции, которая помогает молодым исполнителям. А у нас такой советский рефлекс: чтобы что-то произошло – нужно приказать или запретить. Нужно вырабатывать другой рефлекс – стимулирование и взращивание, помощь и поддержка. Мы видели парламентские бои вокруг закона №3822, горячие дискуссий и пламенные речи. Так пусть следующим шагом парламентариев станет стимулирование. Нужно садиться за стол с профессионалами музыкальной индустрии и задавать им вопрос: "Чем мы можем вам помочь, чтобы вам было выгодно искать молодых и талантливых и делать из них больших и всеми любимых звезд, которые поют хорошую украинскую музыку?", - подытожила глава "Радиокомитета" Екатерина Мясникова.

Кстати, недавно Styler писал о 5 новых украинских стартапов, которыми можно гордиться.