ua en ru

Кто делает Киев грязным и некомфортным для проживания городом

Кто делает Киев грязным и некомфортным для проживания городом Мусор в Киеве

О ежедневном безразличии жителей города, мусоре на улицах, препятствии полезным инициативам и о том, какой должна быть безбарьерная среда в Киеве – в колонке Styler

Во время прогулок по весеннему Киеву в очередной раз убеждаешься, что это город – совсем не с пользой и комфортом для людей.

Развалины, недострои и разного рода неудобства подстерегают жителей столицы везде: при выходе из подъезда, по дороге на работу, в городском парке, на пути в супермаркет и – снова по дороге домой. И не важно, где именно в Киеве вы проживаете. Такая картина видна в каждом районе.

Особенно печально наблюдать все эти процессы в ожидании Евровидения: можно только представить, какой туристы увидят столицу Украины.

С одной стороны, не перестает расстраивать отсутствием стратегических решений городская власть. Но с другой – безразличие жителей города разочаровывает еще больше. Об этих двух проблемах – подробнее.

“Вроде так и надо”: ежедневное безразличие прохожих

Заброшенные недострои, по-варварски утепленные стены красивых когда-то домов, запаркованные плотным рядом автомобили на тротуарах и разбитый (хоть и сравнительно недавно уложенный) асфальт на проезжей части. Список можно продолжать бесконечно.

Еще более грустно становится потому, что большинство жителей воспринимают все эти "удобства" как что-то совершенно обычное, как должное. Идут года, а мы все так же идем на работу по пешеходным переходам, краска которых давно стерлась шинами и смылась дождями, все так же перепрыгиваем огромные ямы в асфальте.

altФото: Если во многих других странах выброшенный на асфальт мусор быстро убирают, то в Украине окурки и бумажки так и продолжают валяться на обочине, посреди тротуара, на газонах и детских площадках

К счастью, в Киеве и в других городах есть множество городских инициатив, созданных энтузиастами, искренне желающими всем жить в комфортном и удобном городе. Но, к сожалению, далеко не все такие инициативы встречают поддержку населения.

Мне много раз рассказывали о ситуациях, когда местных жителей звали обсудить тот или иной проект благоустройства, который касается их двора или парка под домом. Но на обсуждение никто не приходил. Или приходили единицы. А те, кто не пришел, позже только высказывали недовольство и повторяли, как все плохо.

Мало того: многим инициативам, которые помогли бы сделать город хоть немного чище и удобнее, часто препятствуют. Но отнюдь не только местные власти.

Как-то раз я оставила самую обычную заявку в КГГА, чтобы возле нашего дома установили контейнер для пластиковых отходов. На просьбу отреагировали оперативно: уже через несколько дней неподалеку от подъезда стоял новенький "пластиковый" контейнер.

altФото: Вот такие наземные переходы есть в небольших швейцарских городках

Но даже такое совсем мелкое и очень локальное нововведение встретило жесточайшее сопротивление местного дворника. Эта женщина устроила в подъезде самый настоящий скандал, а потом еще долго выясняла, кто же стал автором такой "идиотской идеи", после которой ей теперь нужно убирать не только мусор на улицах, а и с пластиком возиться.

Конечно, ответственности теперь больше, а зарплаты за это никто не добавит. Но ведь не всегда оценивать все только с точки зрения финансовой выгоды! Как бы не хотелось думать обратное, но кажется, что людей с подобным "совковым" мышлением – подавляющее большинство.

“Вы дворник?” - “Нет, я житель города. Такой же, как и вы”

Отдельная ситуация – с мусором на улицах. Конечно, пустые бутылки и шкурки от бананов выбрасывают везде. Во всех странах мира. Но объемы выброшенного мимо мусорки – явно не в нашу пользу. К тому же, если во многих других странах мусор быстро убирают, то в Украине бесчисленные окурки и бумажки так и продолжают валяться на обочине, посреди тротуара, на газонах и детских площадках.

Пару лет назад в Фейсбуке писали о том, как некоторые люди поднимали выброшенный кем-то другим мусор и при этом подкалывали человека: "Кажется, вы что-то потеряли". После такого людям, мол, становится стыдно и очень неловко.

altФото: "Островки безопасности", которые могут спасти чью-то жизнь и расслабляют потоки автомобилей, - распространенный во многих странах проект

Однажды я очень вежливо попросила мужчину лет пятидесяти поднять только что выброшенный им мусор. Мужчина посмотрел на меня так, будто я инопланетянин. “Вы дворник?”. “Нет, я житель города. Такой же, как и вы". “Ну и живите себе, пусть Кличко убирает!”, - закричал он.

Таких людей ничем не переубедить. Казалось бы, и не нужно. Но ведь Киев становится еще более грязным и некомфортным в том числе и из-за них.

Мне кажется, самую большую пользу такой долгожданный для нас безвизовый режим с ЕС мог бы принести как раз вот такой категории людей. Ведь порой одна поездка в любую европейскую страну полностью меняет представление о том, каким должен быть действительно комфортный город, который создает не только местная власть, а и каждый из нас.

Многим из тех, кто был в Европе хотя бы раз, вряд ли нужно доказывать, что мусорить вокруг себя не стоит.

В поисках безбарьерной среды

Так называемая “безбарьерная среда”, а вернее ее тотальное отсутствие в Киеве, заслуживает отдельных публикаций.

Ни для кого не секрет, что даже короткая прогулка по Киеву мамы с ребенком в коляске - сродни квесту, когда в поисках хорошего тротуара нужно преодолеть массу препятствий. А каково в городской среде людям с ограниченными возможностями? Для них дела обстоят еще хуже.

altФото: Яркий пример "безбарьерной среды" не только для маломобильных групп, а и для любого другого человека

Мои знакомые волонтеры как-то провели один день в инвалидных колясках, чтобы убедиться, насколько Киев неприспособлен к такому способу передвижения. Они выяснили: спуститься в любой, даже только что отремонтированный подземный переход самостоятельно – просто нереально. Для этого нужно просить помощи и задействовать в процессе двух, а то и трех-четырех людей.

Сайт "Киевского Метрополитена" сообщает, что 11 станций метро в столице полностью приспособлены для передвижения людей с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения.

В частности, некоторые станции метро оснащены лифтами и подъемниками. Но нюанс заключается в том, что станций метро в Киеве (правда с законсервированными и теми, что строятся) – 52.

На станции метро Левобережная, которую сейчас ремонтируют к Евровидению, ну;но долго стараться, чтобы пробраться на коляске через постоянно закрывающиеся двери.

altФото: Сложно представить, как здесь можно передвигаться с комфортом

Но ведь люди с ограниченными возможностями передвигаются не только в метро. Недавно я наблюдала ситуацию, когда мужчина на коляске пропустил два трамвая в ожидании, что кто-то поднимет его коляску и поможет попасть в вагон. Но этого не происходило. Все пытались поскорее зайти в трамвай сами и быстро занять свое место.

Что же делать в такой ситуации? Решать проблемы комплексно, как бы затерто не звучала эта фраза.

Один из ответов на такой вопрос можно узнать у активистов, описавших данную проблему на сайте Единой системы городских петиций. Они создали петицию с призывом начать формировать безбарьерную среду в Черновцах.

alt

Чуть ли не каждого третьего жителя большого города можно отнести к маломобильным группам населения, утверждают активисты. Это и инвалиды, и беременные женщины, и женщины с колясками, и большинство пенсионеров. Всем этим людям крайне сложно переступать через огромные бордюры тротуаров, передвигаться по ступенькам, и так далее.

Активист Иван Брицак предлагает:

1) на законодательном уровне обязать всех застройщиков, коммунальные учреждения и всех остальных, кто выполняет работы по благоустройству города, придерживаться принципов безбарьерной среды - все тротуары должны обладать пологими заездами.

2) обязать балансодержателей дорог провести инспекцию всей существующей сети тротуаров, пешеходных переходов и других элементов дорожной инфраструктуры и создать конкретный план (открыт для общественности) по проведению необходимых работ.

3) пригласить специалистов, которые научат и покажут, как правильно разрабатывать современную дорожную инфраструктуру.

Эта петиция так и не набрала необходимое для ее рассмотрения количество подписей. Но в любом случае подобные решения могут помочь создать безбарьерную среду и в других городах. Дело только за желанием властей и поддержке общественности.