ua en ru

Как переселенка из Донецка выиграла грант, открыла свой бизнес и трудоустроила местных жителей

Как переселенка из Донецка выиграла грант, открыла свой бизнес и трудоустроила местных жителей Фото: Ольга Арчибасова (РБК-Украина)

Ольга Арчибасова оказалась одной из 280 победителей грантовой программы для переселенцев, получив шанс начать новую жизнь после вынужденного переезда из оккупированного Донецка

С начала аннексии Крыма в 2014 году и последующей за ней оккупации Донбасса свои дома вынуждены были покинуть около двух миллионов украинцев. И это – только официальная статистика. В реальности же количество вынужденных переселенцев намного выше.

К сожалению, далеко не всем из них удается найти стабильную работу. Но среди них есть и те, которые идут к своей мечте, несмотря на любые трудности.

Ольга Арчибасова покинула Донецк в 2014 году. С того времени она прошла многое: от выезда из города в перерывах между обстрелами до финансовых трудностей и поиска нового жилья. При этом она не боялась открыто высказывать свою проукраинскую позицию, помогать другим переселенцам и военным, которые защищают Украину на фронте.

Через два года после переезда Ольга поняла: полагаться на государство не стоит, поэтому и подала заявку на грант от правительства Японии и ПРООН на открытие собственного бизнеса. Эти международные организации уже второй год организуют конкурс среди бизнес-идей от переселенцев. Порой они являются как раз тем единственным шансом для людей, оставивших оккупированные территории, начать жизнь заново.

Прошло несколько месяцев, и в конце 2016 года близкие и друзья Ольги услышали прекрасную новость: она выиграла грант от международных доноров и открыла в городе Борисполь свой собственный бизнес.

Как рассказала нам Ольга, она подала заявку на программу малых грантов от Программы развития ООН и через несколько месяцев выиграла грант, получив не только деньги на развитие бизнеса, а и стимул заниматься любимым делом: теперь она покупает зеленый кофе, обжаривает его на специальном оборудовании, составляет смеси espresso и продает.

Пока что новосозданная компания работает "в минус", но Оля надеется, что "период прибыли" cкоро наступит.

Донецк под обстрелами и российские военные на блокпостах

Из Донецка Ольга переехала в 2014 году. Переезд был непростым для нее решением, но дальше жить под обстрелами было просто невозможно.

"Я переезжала в два этапа. Сначала летом. И тогда я была уверена, что все скоро наладится, и я вернусь. В октябре все-таки вернулась, потому что очень тянуло в свою родную квартиру. Но там я попала под такой страшный обстрел, что еле дождалась утра, чтобы оттуда уехать. Помню, я еле добежала до автобуса. Такси вызвать было невозможно. Мой дом находится на окраине города – добираться было сложно, но мне удалось. После этого в Донецк я уже не возвращалась", - рассказывает Ольга.

Переселенцы из ДонецкаФото: Ольга много лет интересовалась кофейной культурой, и недавно смогла открыть собственный кофейный бизнес (РБК-Украина)

По ее словам, на оккупированные территории большинство переселенцев сейчас едут разве что при острой необходимости. Со временем Ольга смирилась с тем, что в ближайшее время туда не приедет. Впрочем, у нее теперь мало времени на такие переживания, ведь сейчас нужно решать множество дел, связанных с новым бизнесом.

"Мыслей о том, что нужно отделиться от Украины, в Донецке я никогда не слышала, вплоть до начала войны. Люди до войны думали обычно о том, как прожить от аванса до зарплаты, и от зарплаты до аванса. Собирали детей в школу, искали работу и собирались компаниями по праздникам. Это была обычная жизнь, как и у всех остальных. А вот когда уже начали "раскачивать" ситуацию, тогда и пришла война. Люди до войны были не то чтобы зомбированы - они были глубоко мотивированы тем, что мы все тут якобы идем в "Россию-матушку", и буквально с завтрашнего дня нам будет так хорошо, как не было никогда. Посчитали, что у соседа всегда лучше. Не смолкали разговоры "когда придет Россия, нас возьмут под свое крылышко". Но я просто-таки не понимаю, чем это было обоснованно, в честь чего это все? И вряд ли когда пойму", - вспоминает Оля.

По ее словам, несмотря на категорическое неприятия нашей страны со стороны подавляющего большинства населения оккупированных территорий, Донбасс однозначно нужно возвращать в состав Украины.

"Наверное надо понемногу воздействовать информационно. Думаю, пока что это лучший способ. Там люди имеют идеологию. И если с появлением "республик" никакого чуда не произошло, значит, оно якобы будет потом. Люди там убедили себя, что нужно перетерпеть. Я уверена, что Украине народ не обрадуется. Но при этом всем я категорически "за" возвращение этих территорий. Ведь это мой родной дом! Равно как и дом других переселенцев", – уверена Оля.

"Открыть свой кофейный бизнес, имея 200 тысяч гривен, практически невозможно"

Ольга вот уже много лет является заядлой кофеманкой. Она долго изучала литературу о кофе и все это время хотела узнать о нем как можно больше.

Кофейный бизнес переселенки Фото: "Кофе – это сказка, она увлекает. А история кофе невероятно захватывает и вдохновляет на развивать себя" - Ольга Арчибасова (РБК-Украина)

"Хорошей информации в интернете я находила очень мало. Свои секреты ни обжарщики, ни производители-плантаторы, ни известные мировые кофейни типа Starbucks не выдают, ведь кофе – это таинство. И все, что есть на данный момент в интернете – это коммерция. Можно посмотреть двухчасовое видео и ничего полезного для себя из него не почерпнуть. Тогда приходится прибегать к старым методам: в библиотеку ходить, в энциклопедиях искать. Ведь многие книги не переизданы и не отсканированы, и их просто нигде не возьмешь", - говорит Ольга Арчибасова.

По ее словам, ничем другим, кроме работы с кофе, она не занималась бы.

"Кофе – это сказка, она увлекает. А история кофе невероятно захватывает и вдохновляет на развитие себя. Полтора года назад я открыла интернет-магазин кофе, сначала постепенно наполняла его статьями, которые сама переводила из англоязычных, испаноязычных источников. Увлекалась это темой все больше и больше, хотя сначала ничего не продавала. А когда подавалась на грант, то шла уже со 100% уверенностью, что буду заниматься только этим", - вспоминает девушка.

Летом 2016 года Ольга решила подать заявку на грант по Программе развития ООН. Прошло несколько месяцев и несколько этапов проверок, и она узнала, что выиграла. В течение двух месяцев с момента заключения Договора ей нужно было запустить производство. Это было одно из главных условий конкурса.

Еще одно важное условие – обязательное трудоустройство трех или четырех человек. Им нужно платить "белую" зарплату. А вся предпринимательская деятельность должна быть прозрачной и честной.

"Конкурс был очень серьезный. Из двух тысяч заявок прошли только 280. Все получили разные суммы. Кто-то выиграл 50 тысяч гривен и что-то мастерит. У всех разные условия финансирования. Грантовые программы вообще очень сильно помогают государству в целом. Они стимулируют на создание и развитие мелкого бизнеса так, как это практикуется во всех развитых странах".

Ольга АрчибасоваФото: Ольга взяла на работу нескольких местных сотрудников. Один из них - обжарщик Артем Голод, живет в Борисполе (РБК-Украина)

В этом конкурсе можно было претендовать на 200 тысяч гривен, но за вычетом налога, Ольга получила 190 тыс. грн. Грант покрывает максимум 75% расходов на открытие бизнеса.

"Свой бизнес-план я должна была запланировать под 270 тысяч, 70 из которых – мои личные деньги. Но по факту я потратила в несколько раз больше! Таковы уж реалии нынешнего мира: открыть в Украине свой кофейный бизнес, имея такую сумму, очень сложно. Практически невозможно! Но в гранте важнее не деньги, а стимул двигаться дальше. Ведь если бы я не выиграла, то все равно не сдалась бы и шла к своей цели", - рассказывает Ольга.

Бизнес обжарки кофе пока не приносит дохода. Но со временем затраты окупятся, надеется основательница.

"Кофейный" рынок в Украине активизируется

Все основные плантации, где выращивают кофе, находятся в поясе экватора. Им нужен субтропический климат. Это в основном жаркие страны, где несколько месяцев в году идут проливные дожди, но все равно в это время тепло, рассказывает Ольга.

"У людей, которые живут в таких странах, рецепторы работают таким образом, что им не нужна кислинка в чашке. Практически вся арабика дает кислинку, потому что это высокогорный кофе. Он набирает фруктовой и ягодной кислинки в различных условиях выращивания. Жители южных стран просто эту кислоту не приемлют, поэтому жарят кофе не до коричневого цвета, как привыкли мы, а до угольно-черного. Мы же жарим "в средний уровень", когда зерна получаются приятного коричневого оттенка. Но вот в Африке, Латинской Америке выжигают кислинку. Это дает и свой насыщенный вкус, и сладость, но кислоты там практически нет", - объясняет она.

По словам Ольги, в этом как раз и состоит разница в культуре и привычках приготовления кофе между странами-потребителями.

Кофейный бизнес в Украине Фото: Ольга считает, что конкуренция на "кофейном" рынке в Украине - очень высокая, и завоевать "своего" клиента порой бывает очень сложно (РБК-Украина)

"Если это северная страна, допустим, Финляндия, то им, наоборот, нужна очень мягкая обжарка. Ведь у них – сравнительно короткий солнечный год и людям там не хватает овощной и фруктовой свежести в продуктах питания. Частично это замещается с помощью кофе. А итальянцы, к примеру, кислинку вообще не любят. У них она ассоциируется с испорченным продуктом. В Украине с обжаркой можно играть: мы пьем и "светлый", и "средний", и "черный" кофе.

По статистике, в северных странах также пьют значительно больше кофе.

"Самый большой процент потребителей кофе в мире – в Финляндии. В среднем, финны выпивают от четырех чашек еспрессо в день", - рассказывает Ольга.

За последние полтора года кофейная культура в Украине набирает колоссальных оборотов, считает Арчибасова. Сейчас на "кофейном" рынке Украины ситуация совсем иная, чем даже пять или шесть лет назад, уверена она.

Процессы таковы, что сейчас обжарщики постепенно вытесняют старый рынок контрабандного кофе, а между самими обжарщиками наблюдается высокая конкуренция, и занять свое место на этом рынке достаточно сложно.

"Кофе без кофеина не стоит употреблять никому и никогда"

"Давным-давно было проведено бесчисленное множество исследований влияния кофе на организм. И доказано, что для него практически нет противопоказаний. Если вы хорошо себя чувствуете после выпитых шести чашек в день – пожалуйста, пейте шесть чашек. Если же после двух чашек у вас усиливается сердцебиение, то это уже перебор, и больше конкретно Вам пить не стоит", - рассказывает она.

Ольга Арчибасова Фото: "Самый большой процент потребителей кофе в мире – в Финляндии. В среднем, финны выпивают от четырех чашек еспрессо в день" - Ольга Арчибасова (РБК-Украина)

А вот кофе без кофеина – это продукт, который не стоит употреблять вообще никому и никогда, советует она.

"Кофе по своей сути – это органический продукт, без химии. Плантации только в Колумбии удобряют, чтобы получить больший урожай. Но Колумбия – мировой поставщик с самым большим объемом экспорта в мире и они вынуждены идти на подобные шаги. Так вот: кофе без кофеина – это химический продукт. Он обработан химией, причем в ужасной концентрации. В результате получается очень жесткая "химическая субстанция", а лучше от этого кофе не становится. Такой продукт приносит лишь вред. Беременным мамочкам ни в коем случае нельзя его пить! Лучше уже заваривать одну чашку кофе в день и сдабривать его молоком", - подводит итог Ольга.