ТОП-5 советских мозаик Киева, находящихся на грани исчезновения
Вторая волна модернизма, возникшая в 1960-70-е годы, оставила после себя уникальные образцы советского монументального искусства – мозаичные панно, большая часть которых сегодня нуждается в немедленной реставрации
Созданные в середине прошлого века мозаичные панно в Киеве, как и многие другие образцы "наследия советского периода", сегодня требуют демонтировать в рамках политики декоммунизации в Украине. О культурной ценности таких произведений искусства речь вообще не идет. Безусловно, яркие изображения во всю стену также были частью советской пропаганды. Огромные звезды, комбайны, колосья и рабочие создавали иллюзию "светлого будущего". Однако и среди "плевел" можно отыскать настоящие "бриллианты".
Находятся культурные деятели и активисты, которые просят остановиться и по-другому взглянуть на советские мозаики – как на уникальное направление монументального искусства. Ведь многие мозаики в Киеве были созданы украинскими шестидесятниками, которые даже в условиях постоянного давления и репрессий сумели сформировать свой неповторимый стиль.
Styler предлагает хотя бы на время отказаться от предубеждений и под другим углом взглянуть на работы украинских художников-монументалистов.
1. "Движение" (бульвар Академика Вернадского, 32)
Фото: Мозаика "Движение" на стене бассейна спорткомплекса "Наука" (Ярослав Кузнецов)
Красочная мозаика "Движение" находится на фасаде столичного спорткомплекса "Наука" (стена бассейна). Комплекс был построен еще в 1964 году и по сей день считается одним из лучших в Киеве. На фасаде этой советской постройки до сих пор можно увидеть мозаику, созданную в 1970-х годах мастерами монументалистки Галиной Зубченко и Григорием Пришедько.
"Движение" – одна из наиболее значимых работ выдающихся мастеров советской монументалистики, имевших свой неповторимый выразительный почерк. Галина Зубченко и Григорий Пришедько в 70-е годы создали много панно для НИИ Киева. Мозаика "Движение" частично осыпалась и сегодня нуждается в реставрации", - объясняют в сообществе по защите мозаик советских времен Soviet Mosaics in Ukraine.
Фото: Панно "Цветущая Украина"находится в зале супермаркета, бывшего гастронома "Украина", в Мариуполе (Любава Ильенко)
Галина Зубченко (1929-2000) – украинская художница-шестидесятница, которая с 1962 года посвятила себя возрождению украинского монументального искусства. Родилась в Киеве в семье ученых, окончила Киевский государственный художественный институт, одна из основателей художественной секции Клуба творческой молодежи "Современник" в Киеве – центр ранних шестидесятников, который действовал в 1960-1964 гг.
Григорий Пришедько (1927-1978) – украинских художник-монументалист, родился в Днепропетровске, окончил Днепропетровское художественное училище. В 1963-1965 гг. был учеником мексиканского монументалиста Диего Риверы.
С 1967 года Галина Зубченко и Григорий Пришедько объединились в творческий союз. На протяжении 10 лет они создали целый ряд высокохудожественных мозаичных панно, который украсили фасады и интерьеры различных зданий в Киеве и Мариуполе. Первым совместным проектом супругов Зубченко - Пришедько была мозаика "Цветущая Украина" в интерьере гастронома "Украина" в Мариуполе.
Фото: "Кузнецы современности", Институт ядерных исследований в Киеве. Авторы: Галина Зубченко и Григорий Пришедько (sovietmosaicsinukraine.org)
Фото: "Победа", панно на стене административного корпуса Национального института рака в Киеве. Авторы: Галина Зубченко и Григорий Пришедько (фото Ярослава Кузнецова)
Фото: "Триумф кибернетиков", панно на стене корпуса №6 Института кибернетики им.Глушкова НАН Украины в Киеве. Авторы: Галина Зубченко и Григорий Пришедько (фото Ярослава Кузнецова)
К слову, мозаичное панно "Триумф кибернетиков" сегодня также находится в плачевном состоянии и нуждается в реставрации.
2. Декоративные панно на бульваре Леси Украинки
Фото: Мозаичное панно на бульваре Леси Украинки. Авторы: Анатолий Гайдамака и Лариса Мищенко (mapio.net)
Работы еще одного творческого дуэта могут навсегда исчезнуть с карты советского монументального искусства в Киеве. Мозаичные панно ("Чабан", "Павлин", "Овцы", "Вал леса", "Полонина", "Ученый", "Космос", "Подводный мир", "Сбор винограда" и другие.) украшают фасад 9-этажного жилого дома длиной 300 м на бульваре Леси Украинки, 24. Дом был построен в 1963-65 гг.
Сдержанные по своей цветовой гамме мозаики создали в конце 60-х годов художники-монументалисты Анатолий Гайдамака и Лариса Мищенко. Тематика панно абсолютно разнообразная – от виноделия до карпатских мотивов. Сегодня большинство мозаик прикрыты современными рекламными панно. Мозаики выцвели, частично осыпались, увешаны бумажными объявлениями и "украшены" надписями.
Фото: Мозаичное панно на бульваре Леси Украинки. Авторы: Анатолий Гайдамака и Лариса Мищенко (mapio.net)
Анатолий Гайдамака – украинский художник-монументалист, родился в 1939 году в селе Волосковцы Черниговской области. Народный художник Украины, лауреат Государственной премии им. Шевченко, Заслуженный деятель искусств Украины. Главный художник Мемориального комплекса "Музей Великой Отечественной войны". Сейчас живет в Киеве.
Лариса Мищенко – художница-монументалистка, родилась в 1941 году в Грозном (Россия). Окончила Московское высшее художественно-промышленное училище.
Фото: Мозаичное панно на бульваре Леси Украинки. Авторы: Анатолий Гайдамака и Лариса Мищенко (mapio.net)
3. "Ветер", мозаичное панно на ресторане "Вітряк "
Фото: Мозаичное панно "Ветер" (Ярослав Кузнецов)
Абстрактное панно находится в критическом состоянии. Расположено оно на стене ресторана "Вітряк" на Теремках (просп, Академика Глушкова, 11).
"Ветер" (1967 год) – это уникальная работа украинской советской художницы, диссидентки, участницы правозащитного движения 1960-х годов на Украине Аллы Горской 1929-1970). Панно совместно с Аллой Горской создавали Борис Плаксий и Виктор Зарецкий.
Горская в соавторстве с Панасом Заливахой, Людмилой Семыкиной, Галиной Севрук и Галиной Зубченко в 1964 году создала в Киевском университете витраж "Шевченко. Мать". Витраж был признан идеологически враждебным, Горскую исключили из Союза художников а витраж уничтожили.
Следует отметить, что Борис Плаксий (1937-2012, родился в Черкаской области) в 60-х подписал одно из коллективных писем против ресталинизации в Украине. В итоге, убрать свою подпись под документом отказались только двое – Алла Горская и Борис Плаксий. Как результат, художники подверглись репрессиям.
Фото: На снимке видно, как крепление вагонки вбито в панно "Ветер" (Facebook /soviet.mosaics.ua)
Сегодня ресторан и прилегающая к нему территория являются частной собственностью. Ресторан выставлено на продажу. Как рассказывают в Soviet Mosaics in Ukraine, мозаику неоднократно закрывали вагонкой, вбивая крепления просто в смальту.
Сами же собственники никаких обязательств по сохранению уникального панно не имеют. Поэтому активисты требуют внести мозаику в Государственный реестр недвижимых памятников, как памятник монументального искусства и истории.
4. Художественная студия Наума Осташинского (ул. Л. Толстого, 5)
Фото: Мозаика на стене первой Художественной студии в Киеве (Дмитрий Десятерик)
Мозаика на стене Художественной студии в Киеве была создана в 70-х годах учениками этой школы под руководством Наума Осташинского (1927-2004) – заслуженного учителя Украины, художника-графика, писателя и поэта, создателя и руководителя первой в Украине и СССР Детской художественной студии в Киеве.
За 55 лет своей деятельности в художественной студии побывало больше 5 тыс. детей из Киева и Киевской области. Также здесь обучались детки из Канева, Черкасс, Житомира и многих других городов. Работы молодых талантов выставлялись в более чем 140 странах мира и были отмечены различными международными наградами. В 1959 году студия получила серебряную медаль ЮНЕСКО в Японии. Денежные премии студия перечисляла в Фонд Мира.
Фото: Трещины в стене Художественной студии также портят мозаику (Дмитрий Десятерик)
Сегодня уникальная мозаика срочно нуждается в реставрации. В стене здания образовались большие трещины.
5. Монументально-декоративный ансамбль Речного вокзала в Киеве
Фото: Декоративное панно в интерьере Речного вокзала (Евгений Никифоров)
Процесс реставрации Речного вокзала на Почтовой площади в Киеве – это отдельная тема, вокруг которой сегодня возникает немало дискуссий. Один из вопросов – сохранение и реставрация уникальных панно в помещениях вокзала.
Считается, что декорирование Речного вокзала в Киеве, возведенного на Почтовой площади в 1957-1961 годах по проекту архитекторов Вадима Гопкало, Вадима Ладного, Григория Слуцкого и других, положило начало нового этапа развития украинской стенописи - монументального искусства.
Оформление интерьеров было выполнено классиками украинского искусства: Эрнестом Котковым, Валерием Ламахом, Иваном Литовченко. декоративных панно использовано инновационное для того времени сочетание материалов - керамики и цветных цементов.
Фото: Декоративное панно в интерьере Речного вокзала (Евгений Никифоров)
В интерьерах зала ожидания создано 3 монументально-декоративных панно: "Днепр - торговый путь", "Богдан Хмельницкий" и "Октябрь". Помещение ресторана украшали 3 композиции: панно "Украина" и фризовые композиции "Труд" и "Отдых". Вестибюль с двух сторон украшали композиции "Чайки над водой". В экстерьере - портик речного вокзала - резьба, инкерманский камень.
Период создания: 1959-1960 гг., керамическая плитка, смальта, сграффито, резьба по камню
Фото: Состояние некоторых декоративных панно столичного Речного вокзала критическое (Евгений Никифоров)
Что будет дальше с этими и другими мозаиками советской эпохи? Активисты предлагают создать музей, который бы собрал в своих стенах наиболее значимые образцы советского монументального искусства. Это помогло бы сохранить исчезающий пласт культуры украинских шестидесятников. Однако вопрос создания такого музея, как и проблема реставрации и сохранения киевских мозаик, повис в воздухе.
Благодарим за помощь в подготовке материала сообщество Soviet Mosaics in Ukraine.