Святослав Кондратьев: "Украинская культура нуждается в олигархах"

Святослав Кондратьев: "Украинская культура нуждается в олигархах"
Фото: Святослав Кондратьев

Как создавался первый украинский этно-поп-мюзикл "Олигарх" и что нужно для появления в Украине рынка классической музыки, мы узнали у продюсера шоу, главы ШARAVARABAND, скрипача и композитора Святослава Кондратьева

Святослав Кондратьев: "Посмотрите, Мадонна пригласила наших казаков. Пусть они на каблуках, осовремененные, но они называются казаками, а не, например, крестоносцами, потому что это уже бренд. Почему Мадонна этим пользуется, а мы, украинцы, нет?"

12 декабря в Киеве состоялась премьера современного этно-поп-мюзикла "Олигарх", сюжет которого основан на реальной love story украинского олигарха и артистки мюзик-холла. В мюзикле история любви ожила благодаря современным аранжировкам украинской народной музыки от хит-оркестра ШARAVARABAND, вокалу участников главных украинских талант-шоу и современному балету Totem Dance Group.

Как и почему появился первый украинский этно-поп-мюзикл, что нужно, чтобы создать в Украине рынок классической музыки, Styler узнал у автора идеи и продюсера мюзикла "Олигарх", руководителя Украинского хит-оркестра ШARAVARABAND, скрипача и композитора Святослава Кондратьева.

В мюзикле олигарх говорит по-украински и дает деньги на постановку мюзикла. Так было и в жизни?

В нашей истории олигарх - это меломан, коллекционирующий музыкальные инструменты, играющий на саксофоне и поддерживающий отечественных музыкантов. Мы взяли из жизни реальную историю любви украинского олигарха, но он нашу постановку не поддерживал финансово. Все сделали самостоятельно, хотя от меценатской помощи не отказались бы. 

Украинская культура нуждается в олигархах, которые бы поддерживали ее. Состоятельные люди, поддерживающие страну, в которой они живут, фактически меняют эту страну. Как только они начнут это делать, вы увидите, как все быстро, безо всяких революций и законов поменяется в Украине и станет, как в нормальных странах. Неважно, как называют богатых людей - миллионеры, меценаты или олигархи, важно понимать, что украинской культуре необходима меценатская поддержка.

Святослав Кондратьев: "Украинская культура нуждается в олигархах"

Фото: Мюзикл "Олигарх"

Над проектом мюзикла "Олигарх" мы работали более трех месяцев, хотя материал для него собирали около полутора лет. В мюзикле задействованы более 35 музыкантов, солистов, оркестр и балет. Главные роли сыграли солист Национального Президентского оркестра Александр Форкушак, участница шоу "Х-Фактор" и в прошлом беквокалистка Потапа и Насти Марта Адамчук, участник первого сезона "Голоса страны" Алексей Мартыненко, вокалистка и финалистка шоу "Х-Фактор" Дарья Ковтун . Роль пианиста сыграл композитор, финалист шоу "Україна має талант" Евгений Хмара. Ну а я сыграл сам себя, по сути, - директора мюзик-холла.

По гламурной афише мюзикла трудно догадаться, что его главные герои рассказывают о своих чувствах через украинские народные песни. Такой контраст - преднамеренный?

Да, и я объясню, почему так. У оркестра ШARAVARABAND было турне по Украине с предыдущим своим музыкальным продуктом (концертом), для которого мы сделали стильную афишу, чисто украинскую - в дизайнерских шароварах, с современным орнаментом, такое урбанистическое современное этно. И знаете что? Эта афиша не сработала. Потому что таким образом мы поставили себя в ряд с государственными заскорузлыми коллективами, которые по 30-40 лет возят одну и ту же программу под соусом "вышиваночки-шароварочки"... Люди подумали, что это просто выросло новое поколение таких музыкантов, которые привезут что-то неинтересное и нафталинное.

Можно ли в современных украинских реалиях сделать успешный коммерческий музыкальный проект на этноматериале, особенно если речь идет о классической музыке?

Если шоу-бизнес в Украине кое-как существует, то рынка классической музыки нет вообще. Есть ли у нас гастролеры мирового уровня в Национальной филармонии Украины? Сколько стоят туда билеты? 50-70 грн. Кто туда ходит? Ответы на эти вопросы дают понять, есть ли у нас рынок в этой сфере. Значит, что-то не так происходит в нашей культуре. Мы хотим доказать, что нам есть чем гордиться, а украинский культурный продукт может быть современным и коммерчески успешным.

Святослав Кондратьев: "Украинская культура нуждается в олигархах"

Фото: Мюзикл "Олигарх"

Украинского музыкального продукта на коммерческом рынке академической музыки фактически нет. Он представлен там только как низкопробная "шароварщина". У нас до сих пор навязывается стереотип, что украинское - это примитивное, советское, шароварное. Поэтому когда видят людей в шароварах на афише, думают, что там то же самое и нет ничего интересного.

Именно поэтому ваш академический ансамбль солистов "Крещендо" превратился в хит-оркестр ШARAVARABAND?

Да, нужно привлекать больше публики к украинскому искусству. Мы столкнулись с тем, что продвигая украинское этно, должны использовать неординарные ходы, чтобы заинтересовать зрителя. Ведь понять, что украинское этно может звучать по-современному, зритель может только тогда, когда слышит нас со сцены. А ему еще надо дойти в зрительный зал на наше выступление.

Когда мы были на гастролях в Польше со своей программой украинской оперной музыки, у нас был аншлаг, нас не отпускали со сцены в польских филармониях. В одном из туров нас даже попросили быть на сцене не более часа. Мы согласились, но зал не отпускал нас два часа, пока мы не переиграли все, что было в нотах. Их поразило, что украинский классический коллектив может быть настолько живым. И тогда мы решили показать и украинскому зрителю, что классика может быть живой: мы играем этно-джаз, этно-рок, этно-диско и т.п. Замахнулись на мюзикл и сделали первый в Украине этно-поп-мюзикл "Олигарх". Целью "ШARAVARABAND Production" является возрождение украинского бренда.

Вы сами написали музыку для мюзикла "Олигарх" и пишете для своего оркестра. Легко ли ложится этноматериал на современные стили - R'n'B, джаз, рок и так далее?

Большинство современных музыкальных стилей - это стили, которые берут свое начало в народной музыке, по сути, этностили. Только никто их так уже не называет. Вы же помните, что джаз родился как музыка афроамериканцев. Новые музыкальные стили не появляются из космоса. Поэтому единственная задача современного композитора - быть доступным, современным и понятным. Тогда он сможет оживить этноматериал. Посмотрите, Мадонна пригласила наших казаков. Пусть они на каблуках, осовремененные, но они называются казаками, а не, например, крестоносцами, потому что это уже бренд. Почему Мадонна этим пользуется, а мы, украинцы, нет?

Святослав Кондратьев: "Украинская культура нуждается в олигархах"

Фото: Мюзикл "Олигарх"

По опыту могу сказать, что разные песни органично звучат в различных современных стилях и срабатывают только в одном. Например, "Ой, чорна, я си чорна" - это R'n'B, "Порізала пальчик та й болить" - фокстрот, "Два дубки" - клубная танцевальная музыка.

Планируете ли вы везти мюзикл "Олигарх" за границу? Будете что-то менять для зарубежного зрителя?

В практике оперных композиторов даже с мировым именем были случаи, когда менялись названия опер. Дело не в названии, и по большому счету не в сюжете. Дело в наполнении, в том, что ты показываешь, чем ты живешь. Мы готовы на любые режиссерские правки по требованию иностранных импресарио, главное, что мы хотим донести до зрителя - современную украинскую культуру. И здесь в плане музыки или хореографии мюзикла менять ничего не приходится, все современное, зрелищное.

Святослав Кондратьев: "Украинская культура нуждается в олигархах"

Фото: Мюзикл "Олигарх"

Возможно, в Европе или США сюжетная линия олигарха будет не так интересна, но им будет интересно, что может сделать украинская культура в современных реалиях. Поэтому мы уверены: если привезти им украинский мюзикл, где играют на украинских музыкальных инструментах, поют украинские этномелодии, которых у них нет, то они скажут "вау".

То есть, по Вашему мнению, украинскую народную музыку вполне реально сделать узнаваемым брендом в мире, например, как балканскую?

Да, конечно. Мы только продолжаем славную традицию украинских композиторов, живших до нас. Все знают одну украинскую композицию, которая стала стопроцентным хитом во всем мире. Это "Щедрик". Когда я был на гастролях в Америке, американцы убеждали меня, что это их национальная песня. Потому что ей сделал современную на то время аранжировку украинский композитор Николай Леонтович. Это было настолько удачно и современно, что весь мир принял ее как хит. И это было в 1930-е годы, когда не было ни телевидения, ни тем более интернета. Поэтому я уверен, что у украинской народной песни не то, что есть шанс стать хитом, она уже хит. Наша задача - только сделать так, чтобы об этом хите узнал весь мир.

Новости партнеров
On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь