Закон о меценатстве значительно упростит условия для съемок кино в Украине, считает знаменитый режиссер
Прошло несколько дней со старта показов в кинотеатрах Украины "Таємного Щоденника Симона Петлюри" – украинского историко-биографического фильма режиссера Олеся Янчука по сценарию Михаила Шаевича.
Сюжет фильма рассказывает зрителям о периоде жизни Симона Петлюры, главного атамана войск УНР и лидера Директории УНР, когда тот был в эмиграции в Париже. Картина описывает период жизни Петлюры до момента, когда его убивает Самуил Шварцбурд, еврейский поэт и анархист.
С первых дней показа фильма в кинотеатрах "Таємний щоденник Симона Петлюри" вызвал бурные дискуссии. Одни зрители остались под большим впечатлением от просмотра картины и хвалят ее, другие – откровенно критикуют, указывая, в частности, на исторические ляпы.Так, историк Андрей Руккас написал пост об исторических ошибках в фильме. Есть также много тех, кто фильма еще не видел, но уверен, что украинское кино нужно поддерживать билетом в любом случае только из-за того, что сам факт создания кино в условиях, которые сложились в государстве – это уже достойно уважения.
Не обошлось и без внезапных инцидентов: в Запорожье вандалы облили краской кинотеатры, где должны были показывать фильм о Петлюре.
Видео: Таємний щоденник Симона Петлюри. Официальный трейлер 1 (Youtube-канал B&H Film Distribution Company)
"И что мне теперь - не создавать новых фильмов? Я не снимал исторической реконструкции, картина не имела цели точно воспроизводить все события, которые случились с Петлюрой. Есть критика конструктивная, к которой стоит прислушиваться, а есть критика, я считаю, заказная", - так отреагировал на ряд замечаний режиссер фильма Олесь Янчук, когда мы связались с ним для интервью.
Режиссер рассказал о состоянии украинского кино сегодня, о том, как создавался фильм “Таємний Щоденник Симона Петлюри", почему в картине Петлюра – печальный, а не убежденный оптимист, каким его описывают историки. Также мы узнали мнение Олеся Янчука относительно качества современных украинских сериалов и как закон о меценатстве повлиял бы на украинский кинематограф.
Кино в Украине снимают все больше, но этого количества все равно не достаточно, убежден Олесь Янчук, режиссер фильма "Таємний щоденник Симона Петлюри", председатель Национального союза кинематографистов Украины и директор Национальной киностудии художественных фильмов имени Александра Довженко.
"На мой взгляд, кино должно быть еще больше, чем мы имеем сегодня. Да, кино стали снимать больше, но процентно это очень немного. Фильмов в Украине было бы гораздо больше, если бы был принят закон о меценатстве в варианте, близком к тому, который действует на Западе. Когда, например, вы можете найти успешного бизнесмена и попросить его помочь вам профинансировать некий культурный проект. В нашем случае бизнесмен просто отдаст свою прибыль и не получит ничего", - говорит Олесь Янчук.
В то же время на Западе бизнесмен может ту сумму средств, которую дает на культурный проект, списать с налога.
"Подобные законы работают во многих странах мира, ничего нового придумывать не надо. Но, к сожалению, такой закон в Украине все никак не примут. Но тогда было бы гораздо больше альтернативных средств, за которые можно было бы снимать украинские фильмы", - уверен режиссер.
Он напоминает: недавно на финансирование украинских фильмов дополнительно выделили полмиллиарда гривен.
"Но это всего лишь чуть больше 20 миллионов долларов. Например, канадский фильм "Гіркі жнива", который снимали в Украине, имел бюджет в 24 миллиона долларов. Это фактически бюджет одного среднего западного фильма, потому что "Гіркі жнива" высокобюджетным не назовешь. Высокобюджетный – это 150-200 миллионов, но об этом мы даже не говорим. Конечно, у нас можно производить фильмы намного дешевле так, чтобы это не сказалось на его качестве. Но производство кино с каждым годом становится все дороже", - считает Олесь Янчук.
По его мнению, сейчас надо дать "зеленый свет" как по налогообложению, так и по привлечению в кинопроизводство альтернативных средств.
Сегодня, к сожалению, очень малый процент зрителей ходит в кинотеатры в Украине, напоминает Олесь Янчук.
"Основная причина – нехватка средств у людей. Цена за билеты по отношению к тому, сколько люди зарабатывают, высокая. А если сравнивать с пенсией, то тем более. Люди редко ходят в кино, потому что для кого-то билет в кинотеатр часто стоит как 1/20 пенсии. Далеко не каждый может себе это позволить. Поэтому я считаю, что надо максимально упростить ситуацию финансовую для того, чтобы кинофильмов у нас снимали еще больше", - констатирует он.
Сейчас большинство украинских фильмов снимаются все-таки преимущественно при поддержке Госкино. Получить такое финансирование – не так просто, как кому-то кажется на первый взгляд, говорит Янчук.
Видео: Таємний щоденник Симона Петлюри. Официальный трейлер 2 (Youtube-канал B&H Film Distribution Company)
"Нужно пройти очень непростой путь, чтобы получить эту поддержку. Вы должны подать на конкурс уже готовый не только сценарий, но и детальный проект всего фильма", - говорит он.
Также должны предоставляться детальные расчеты бюджета на съемки фильма. Плюс – подробно надо расписать и подать режиссерское, продюсерское видение фильма.
"Я, например, не смог бы найти сценариста, который бы мне бесплатно под честное слово написал сценарий, скажем, сложно постановочного, художественно-исторического фильма. Он должен сначала все это написать, а потом, возможно, мы выиграем конкурс. А может и не выиграем. Просто так вряд ли кто за такое возьмется. Поиск денег для фильма - это как в казино: может выиграю, а может и нет. Может, мне повезет, а может я проиграю все, что имею. Что тогда?" - говорит режиссер.
Режиссер Олесь Янчук считает, что в контексте дорогих фильмов, особенно таких, которые посвящены историческим событиям в Украине и несут просветительскую миссию, должна быть отдельная программа финансирования.
"Наше кино пока что не находится в стадии, подобно той, в которой находится Голливудское кинопроизводство. Голливуд – это мировой рынок, и почти все их фильмы приносят прибыль. А если говорить о валовом результате, то там всегда будет "плюс". Если происходит премьера голливудского фильма, то он одновременно идет и в Лос-Анджелесе, и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Сиднее и в Берлине. Поэтому потом набирается достаточно большая сумма прибыли", - говорит он.
Фото: Всеукраинская премьера фильма "Таємний щоденник Симона Петлюри" (facebook.com/TheSecretDiaryOfSymonPetliura)
По его словам, в Украине есть всего около 400 кинотеатров-мультиплексов. Этого количества мало, чтобы фильм себя окупил и тем более принес прибыль.
"Но мы все равно не должны отказываться от собственного кинопроизводства! Ведь не все измеряется деньгами. Не все измеряется прибылью материальной. Все-таки съемкой украинского кино закладываются основы культурного пространства, которого в Украине ранее не хватало. Разве можно на такое жалеть деньги? Ни в коем случае! Иначе у нас тогда будет не украинский язык господствовать, а язык другого государства. И культура будет господствовать также чужая, вот и все", - говорит он.
По словам Янчука, часто мы можем догадаться во время просмотра фильма, в какой стране его создали.
"Когда мы смотрим определенный фильм, то часто почти сразу можем хотя бы приблизительно догадаться, какой это фильм – немецкий, французский, итальянский или американский. Американцы говорят: "если какой-то наш фильм показывают в определенной стране в кинотеатрах, это уже как наше консульство", - говорит он.
По мнению режиссера, украинские фильмы еще не узнают подобным образом за рубежом:
"К сожалению, особенно что касается украинских телесериалов, я вижу, что часто даже специально снимают так, чтобы кинопродукт не имел какого-то конкретного адреса. Снимается так, будто это все могло произойти и в той стране, и в другой. Очевидно, это делается, чтобы можно было потом этот продукт продать в другие страны. Лично меня всегда интересовало кино, которое имеет свой точный адрес, свою точную географию. Тогда оно будет иметь свой колорит, будет иметь свой индивидуальный вкус".
Он считает, что космополитизм в фильмах, кино без адреса, без имени и языка – это идет от постсоветского синдрома, который у нас все еще остался.
"Осталась огромная инерция от тех взглядов, которые преобладали в СССР, хотя после развала Союза прошло уже немало лет. Чем больше мы будем делать украинского кино, тем больше мы будем добиваться того результата, о котором я только что говорил и который бы хотелось иметь", - говорит он.
Прошло несколько дней после премьеры фильма "Таємний щоденник Симона Петлюри" в кинотеатрах. Олесь Янчук говорит, что зрители восприняли картину положительно.
"Отзывы зрителей – очень хорошие и очень эмоциональные. А вот то, что я прочитал в прессе – там много, к сожалению, всяких вещей, под которыми я вижу заказ. Заказ каких-то конкретных людей, на которых работают те или иные журналисты, вот и все. Это может быть выгодно тем, кто хочет, чтобы мы были придатком или приложением к другой стране, я думаю. Таких людей у нас еще много. А еще некоторые пытаются показать, какие они умные или слишком умные", - говорит он.
По его словам, когда речь идет о зрителе, а не эксперте по кино, фильм воспринимается по-другому.
"Вот на днях я был на просмотре фильма в кинотеатре "Жовтень", видел реакцию людей после фильма. Она была чрезвычайно эмоциональной, необычайно трогательной и искренней. Поэтому я, знаете, спокойно реагирую на то, что обо мне пишут. Это их работа, им за это заплатили или заплатят", - говорит Янчук.
Он запомнил две рецензии на фильм, которые ему показались интересными.
Видео: Таємний щоденник Симона Петлюри. Трейлер (Youtube-канал Dergkino Ukraine)
"Они для меня интересны не потому, что имеют какие-то положительные отзывы, а потому, что это действительно рецензии. Они имеют свое видение и у них все хорошо проанализировано. У нас в кинотеатре на днях была дискуссия. Там выступал один историк, который сказал, что его коллега, тоже историк, поделился с ним не очень хорошим впечатлением о фильме. Этот историк присматривался к пуговицам на униформе, к другим подобным вещам. Но я всегда подчеркивал, что этот фильм – художественный, с моим субъективным взглядом. Андрей Кокотюха написал рецензию, в которой отметил: "У каждого – свой Петлюра". Потому что тот же фильм "Круты", который начинается в прокате 6 декабря – там Петлюра совсем другой", - говорит он.
"Мы в фильме показываем фактически последние годы жизни Петлюры. Это довольно драматичный период его жизни. Больше оптимизма было у него раньше. У нас главным консультантом был Владимир Сергийчук - доктор исторических наук, профессор. Он нам очень помог и с фактами, и первоисточниками", - говорит Янчук.
Над сценарием фильма режиссер Олесь Янчук вместе с Михаилом Шаевичем и Александром Шевченко работали в течение шести лет.
"За это время в сценарии, конечно, произошли определенные изменения. Я личность Петлюры также сам изучал. Так и вышло: этот герой фильма, как снежный ком, набирал новые черты, новые качества. Конечно, я с Петлюрой знаком не был, ведь родился на тридцать лет позже после того, как он умер. Поэтому я не могу сказать, что он точно таким и был. В фильме Петлюра такой, о котором я прочитал а потом сам его представил. Именно это я на экране и постарался воплотить", - вспоминает Олесь Янчук.
Законченную работу он сначала показывал историкам во время закрытых показов.
"Я показывал фильм людям, которым доверяю. Доверяю их профессиональному видению, их профессиональному анализу и оценке. Наша первая версия фильма длилась 3,5 часа, а сейчас – два часа и три минуты. Это как беременность: если мы будем рассматривать эмбрион на третьей неделе его развития, это еще не будет полностью ребенок. Так и здесь: кино имеет развитие, свою жизнь. Когда кино созревает, мы пускаем его в мир", - подводит итог режиссер.
Видео: Новинки украинского кино (video.rbc.ua)
Напомним, в День украинского кино известные украинские актеры и режиссеры рассказали о том, в каком состоянии находится наш кинематограф сегодня. Они назвали главные проблемы и достижения нашего кино за последние несколько лет.
Также Ахтем Сеитаблаев раскрыл подробности съемок фильма “Захар Беркут”.