Антони ван Левенгук: главные изобретения первооткрывателя микробов

Антони ван Левенгук: главные изобретения первооткрывателя микробов Фото: Антони ван Левенгук (holland-new.narod.ru)

Благодаря Левенгуку мир узнал о существовании бактерий. Сегодня исполняется 384 года со дня рождения великого голландского натуралиста

24 октября родился Антони ван Левенгук - выдающийся исследователь-самоучка, создатель микроскопа, с помощью которого в XVII-м веке были открыты "невидимые" миры бактерий, инфузории и эритроциты крови.

Антони ван Левенгук: история жизни ученого

В 1632 году в голландском городе Делфте на свет появился мальчик, которого назвали Антони. Семья его была бедной, отец работал корзинщиком, а когда Антони исполнилось 6 лет, глава семьи умер. Мать отправила юного Антони на учебу в гимназию Лейдена. Основам физики и математики мальчика обучил дядя.

С багажом полученных знаний будущий иследователь отправился в 16-летнем возрасте в Амстердам, чтобы учиться на бухгалетра. Но вместо этого устроился на работу в галантерейную лавку. Здесь он впервые увидел линзы, которые работники магазина называли "микроскопом". Зрелище, которое открывалось при увеличении лупой, сильно потрясло Левенгука, поэтому на свою первую зарплату он приобрел линзу и часами рассматривал различные предметы.

Первый микроскоп ЛевенгукаФото: Первый микроскоп Левенгука (fb.ru)

Большое влияние на Антони оказал научный труд Роберта Гука "Микрография", в котором ученый описывал микромиры. Под впечатлением от прочитанного Левенгук взялся осваивать ремесло шлифовальщика, овладев которым сам смог делать линзы и впоследствии собрал первый настоящий микроскоп.

За свою жизнь Антони ван Левенгук сделал 25 микроскопов, а 9 приборов сохранились до наших дней. Существует легенда, что ученому удалось сделать микроскоп с 500-кратным увеличением. Однако, этот факт не доказан, и самым мощным микроскопом ученого считают прибор, который увеличивает изображение в 275 раз.

Антони ван Левенгук: выдающиеся открытия микромиров

Все свои наблюдения исследователь описывал в письмах. На протяжении 50 лет Левенгук отправлял их в Лондонское королевское общество. Ученые относились к этим документам со скептицизмом и ставили под сомнения достоверность исследований. Однако в 1680 году Антони ван Левенгук был избран членом Лондонского сообщества. Еще при жизни, его исследования были изданы многотомными собраниями. Так что же открыл голландский исследователь?

Гениальный ученый-самоучка Антони ван Левенгук

Фото: Гениальный ученый-самоучка Антони ван Левенгук (chelovek-bog.ru)

Антони ван Левенгук в свой микроскоп первым увидел простейших микроорганизмов. В своих исследовательских описаниях он рассказал о различных видах бактерий, назвав их "маленькими животными". "Самое мелкое из этих крошечных животных в тысячу раз меньше глаза взрослой вши",- так ученый писал о жителях микромиров.

Левенгук открыл эритроциты и доказал, что кровь "это живой поток", постоянно движущийся в капиллярах. В семенной жидкости он первым разглядел сперматозоиды. В своих трудах он первым сделал зарисовки мышечной ткани, растительные и животные клетки более 200 видов живых существ.

Антони ван Левенгук опроверг теорию о том, что низшие формы жизни самозарождаются, а также доказал, что блохи распространяются как крылатые насекомые.